Значение слова Солидарность в философском словаре. Что такое Солидарность? Значение слова Солидарность в философском словаре Солидарность понятие

Словарь Ефремовой

Солидарность

  1. ж. Активное сочувствие чьим-л. действиям или мнениям; общность интересов, единодушие.
  2. ж. Совместная ответственность (в юриспруденции).

Словарь Ожегова

СОЛИДА РНОСТЬ, и, ж.

1. см. .

2. Деятельное сочувствие какимн. мнениям или действиям, общность интересов, единодушие. День международной солидарности трудящихся (праздник Первого мая).

Энциклопедический словарь

Солидарность

профобъединение в Польше, возникло как движение в 1980. Легализировано в апреле 1989. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Численность св. 2 млн. членов (1992). Руководящий орган - Всепольская комиссия (ВК). До 1990 лидером "Солидарности" был Л. Валенса. На базе "Солидарности" сформировались политические партии - Соглашение центристских сил и Демократический союз, а также другие партии и течения.

Политическая наука: Словарь-справочник

Солидарность

1) согласованность во взглядах и действиях, основанная на общих целях и интересах;

2) единство убеждений и действий, взаимопомощь членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих целей; совместная ответственность.

«Солидарность»

профобъединение в Польше, возникло как движение в 1980. Легализировано в апреле 1989. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Численность св. 2 млн. членов (1992). Руководящий орган - Всепольская комиссия (ВК). До 1990 лидером «Солидарности» был Л. Валенса. На базе «Солидарности» сформировались политические партии - Соглашение центристских сил и Демократический союз, а также другие партии и течения.

Словарь Ушакова

Солидарность

солида рность , солидарности, мн. нет, жен. (от лат. solidus - прочный) (книж. ).

1. Активное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений. 1-ое мая - день международной боевой пролетарской солидарности. «От экономических стачек и стачек солидарности рабочие стали переходить к политическим стачкам... (после 9 января 1905 г. ).» История вкп(б) . «Социал-демократы II Интернационала подло изменили делу социализма, делу международной солидарности пролетариата.» История вкп(б) . Чувство солидарности.

2. Круговая порука, совместная ответственность (юр. ).

Русская Философия. Энциклопедия

Солидарность

(фр. solidarite)

общность интересов, единое понимание осн. принципов мировоззрения, совместная ответственность. Это понятие приобрело в рус. философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма. Оно встречается уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии оно стало у идеологов народничества с кон. 60-х гг. XIX в. В воззрениях Лаврова, М. А. Бакунина, Л. И. Мечникова, Кропоткина, Михайловского и др. деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого об-ва, возрастание к-рого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата - к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. Бакунин, напр. , понимая С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого, рассматривает ее в теснейшей связи со свободой и характеризует последнюю как развитие и "очеловечение" С. Еще более широким было понимание С. у Лаврова, к-рый усматривал ее не только среди людей, но и в органическом мире в целом. Взаимная поддержка и С. обеспечивает, считал он, выживание вида в борьбе с др. видами и является фактором его прогрессивного развития. Человеческая С, возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. На передний план был выдвинут личный интерес, к-рый привел к всеобщей борьбе всех против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, призванные вернуть об-во к началам С. как средству достижения всеобщего равенства и благоденствия. Общественная С, по Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи он выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те "привычки С", без к-трых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо. Михайловский понятие "С." тесно увязывал с понятием "кооперация". С, считал он, может существовать только между людьми, равными по положению в об-ве, а такое равенство возможно лишь в условиях простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, общая цель вызывает взаимопонимание и как следствие - С. интересов и взаимопомощь. Л. И. Мечников поместил понятие "С." в самый центр своей социологической концепции, рассматривая рост С. в об-ве как главную движущую силу исторического прогресса. Как и Лавров, он считал, что явления С. существуют уже в органическом мире. "Биология, - писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе" (Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал С. со свободой человека, то Мечников рассматривал факты "принудительной С." и "вынужденной С", связывая их с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает уровень О, являясь критерием прогресса. Согласно Мечникову, об-во в основном проходит те же ступени С, что и органический мир в целом. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, к-рые, в свою очередь, должны уступить место свободным союзам, объединяющим индивидов в силу их "сознательного стремления к С". В работах Кропоткина термин "С." встречается реже, чем у др. идеологов народничества, и обычно заменяется термином "взаимная помощь", выражающим то же самое содержание. Все это свидетельствует о том, что понятие "С." является одним из наиболее характерных в народнической социологии и философии истории. Оригинальная трактовка С. дана Левицким в рамках его концепции "органического мировоззрения". Она связана с "метафизикой временного процесса", где С. рассматривается как "фактор развития", получивший наивысшее развитие в христианстве, к-рое "является наиболее чистым выражением солидарности, переросшей семейные, феодальные, клановые, национальные и прочие рамки" (Основы органического мировоззрения. Франкфурт-на-Майне, 1948. С. 150).

Л и т.: Бакунин М. А. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987; Онже. Философия. Социология. Политика. М., 1989;Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990; Лавров П. Л. Философия и социология. Избр. произв. : В 2 т. М., 1963. Т. 2; Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924; Михайловский Н. К. Что такое прогресс? Пг., 1922.

А. Т. Павлов

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Солидарность

Солидарность

♦ Solidarité

Злоупотребление этим словом, слишком широко используемым на протяжении многих лет, привело к тому, что его строгий смысл почти утрачен. Чаще всего под солидарностью понимают некую стыдливую (например, когда жертвуют средства в пользу одной из гуманитарных организаций), а иногда и вынужденную (солидарный налог на состояние) разновидность щедрости. Но почему мы должны стыдиться собственной щедрости, тем более что проявляем ее слишком редко? И каким образом принуждение может обернуться солидарностью?

Употребляя слово «солидарность» к месту и не к месту, наши политики и прекраснодушные мыслители совершенно выхолащивают его смысл. Наряду с терпимостью, она становится «политкорректной» добродетелью. Это не значит, что солидарность – это плохо. Это значит лишь, что пользоваться данным словом становится все труднее. Из понятия она превращается в лозунг. Из идеи – в идеал. Из инструмента – в заклинание. Складывается впечатление, что солидарность понемногу переходит в собственность митингов и газет. И это неправильно. Даже политкорректная путаница в словах политически опасна.

Лучше вернуться к точному значению слова, тому, которое связано с его этимологией. «Солидарный» происходит от латинского solidus, что значит «твердый». Части твердого тела солидарны в том смысле, что ни на одну из них нельзя воздействовать, одновременно не воздействуя и на все остальные. Возьмем, например, бильярдный шар. Удар по одной какой-нибудь точке приводит в движение весь шар целиком. Другой пример – мотор. Две его детали жестко соединены (солидарны), если, приводя в движение одну, мы заставляем двигаться и вторую. Значит, солидарность не чувство и тем более не добродетель, а внутренняя связанность, взаимозависимость, причем объективная и лишенная какого бы то ни было нормативного оттенка. Овальный бильярдный шар, несомненно, менее удобен в игре, но это не мешает ему оставаться твердым телом.

В римском праве есть выражение in solido, означающее «полностью, в полном составе». Должники солидарны, если каждый из них несет ответственность за возврат всей заимствованной суммы (если остальные окажутся неплатежеспособными). Само собой разумеется, такая солидарность представляет собой гарантию для кредитора и риск для каждого из заемщиков. То же самое происходит с супружеской парой, владеющей совместным имуществом: каждый из супругов может разориться, если второй наделает долгов. И тот факт, что он ничего не знал об этих долгах или даже высказывался против займов, ничего не меняет. Следовательно, супругов объединяет финансовая солидарность – они оба несут ответственность за все, что может случиться с каждым из них, за все, что совершит каждый из них.

Но слово «солидарность» имеет более широкий смысл, выходящий за рамки юридического толкования. Два индивидуума объективно солидарны, если происходящее с одним неизбежно затрагивает и второго (например, если у них одни интересы) или если предпринимаемое одним вовлекает в деятельность и второго. На этом основано профсоюзное движение, в рамках которого каждый защищает собственные интересы, одновременно защищая интересы остальных членов профсоюза. На этом же основана идея коллективного страхования (даже капиталистические страховые компании базируют свою деятельность на взаимной готовности разделить риск). При плохом управлении компанией в убытке окажутся все акционеры, но и при самом лучшем управлении каждый акционер вправе пользоваться взносами всех остальных. Если у одного из них угнали автомобиль, остальные совместными усилиями оплатят его стоимость – вернее, уже оплатили, вступив в компанию.

В этом пункте особенно ясно видно различие между щедростью и солидарностью. Проявлять щедрость значит действовать в пользу человека, чьих интересов ты не разделяешь. Ты оказываешь ему добро, не получая взамен ничего, мало того, действуешь в ущерб себе, то есть служишь его интересам вопреки собственным. Допустим, вы подали десять франков нищему бомжу. У него стало на десять франков больше, у вас – на десять франков меньше. Это никакая не солидарность, это – щедрость. Стыдиться тут нечего, но и гордиться особенно нечем. В конце концов, ваши десять франков не помогут бомжу покончить с бездомным образом жизни. А много ли найдется людей, щедрых настолько, чтобы пустить его к себе жить или оплатить ему жилье?

Напротив, проявлять солидарность означает действовать в пользу человека, чьи интересы ты разделяешь. Защищая его интересы, ты защищаешь и свои; защищая свои, защищаешь и его интересы. Например, наемные рабочие или служащие устраивают забастовку, требуя увеличения заработной платы. Их требование распространяется на всех, но каждый из них знает, что борется он за себя. То же самое происходит, когда вы вступаете в профсоюз, подписываете страховой полис или платите налоги. Вы прекрасно знаете, что делаете это ради собственного же блага (хотя в отношении налогов необходима целая система контроля и санкций, которая должна помочь вам убедиться, что платить их действительно в ваших интересах). Это никакая не щедрость, это – солидарность. И здесь вам нечего стыдиться, но и гордиться опять-таки нечем. Ведь действуете вы исходя из эгоистических соображений. И разве мало на свете негодяев, состоящих в профсоюзах, имеющих страховку и исправно выплачивающих налоги?

Щедрость по сущности своей бескорыстна. Никакая солидарность не может быть бескорыстной. Проявлять щедрость значит отказаться, хотя бы частично, от соблюдения собственных интересов. Проявлять солидарность значит защищать свои интересы вместе с другими людьми. Щедрость освобождает, хотя бы частично, от эгоизма. Солидарность – это совместный и умный эгоизм (гораздо глупее жить по принципу «каждый за себя» или «мы против них»). Щедрость есть нечто противоположное эгоизму. Солидарность – это скорее эффективная социализация эгоизма. Вот почему в нравственном отношении щедрость ценится гораздо выше. По той же самой причине в социальной, политической и экономической жизни солидарность гораздо важнее. Аббат Пьер вызывает в нас большее восхищение, чем подавляющая часть «средних» членов профсоюза, держателей страховых полисов и налогоплательщиков. Но в части защиты своих интересов мы гораздо больше рассчитываем на государство, профсоюзы и страховые компании, чем на святость и щедрость своих ближних. И, уточним, это нисколько не мешает аббату Пьеру страховать свою жизнь и имущество, участвовать в профсоюзе и платить налоги (хотя бы налог на добавленную стоимость, который платят все без исключения), так же, как не мешает застрахованному налогоплательщику и члену профсоюза иногда проявлять щедрость к ближним. Солидарность и щедрость вовсе не являются несовместимыми понятиями, но при этом остаются совершенно разными.

Если бы людям в случае болезни приходилось рассчитывать исключительно на щедрость других людей, миллионы больных умерли бы без всякого лечения. Поэтому появилось такое простое (в смысле морали) изобретение, как медицинская страховка, – изобретение куда более скромное, чем щедрость, и гораздо более эффективное. Обладание медицинской страховкой не делает нас менее эгоистичными. Но она позволяет нам получать в случае болезни хорошее лечение.

Ни один человек не делает страховых взносов, руководствуясь щедростью. Он делает это исходя из собственных интересов, даже если вынужден подчиняться правилам обязательного страхования. Но в солидарном обществе защита интересов каждого может быть эффективной только в условиях одновременной защиты интересов всех.

Никто не платит налоги, руководствуясь щедростью. Более чем странно выглядел бы профсоюз, члены которого вносили бы взносы из соображений щедрости. Но и система социального страхования, в том числе медицинского, и профсоюзы, и фискальная система сделали для справедливости и защиты слабых гораздо больше, чем все мы, вместе взятые, в редкие моменты приступов нашей щедрости.

При примате щедрости главенство принадлежит солидарности. Для отдельного индивидуума щедрость является нравственной добродетелью. Для группы индивидуумов солидарность является экономической, социальной и политической необходимостью. Субъективно первая ценится выше, но объективно она практически не имеет значения. Вторая в нравственном отношении не значит ничего, но объективно приносит гораздо больше пользы.

В этой точке расходятся мораль и политика. Мораль диктует нам примерно следующее: постольку, поскольку мы все эгоисты, постараемся вести себя чуть менее эгоистично. Политика, в свою очередь, призывает: постольку, поскольку мы все эгоисты, попытаемся действовать сообща и разумно, будем искать и находить объективное совпадение наших интересов, потому что это позволит нам как субъектам выступать заодно (в результате чего солидарность, прежде всего диктуемая необходимостью, может стать гражданской и политической добродетелью). Мораль превозносит щедрость. Политика подчеркивает необходимость солидарности и служит ей оправданием. Вот почему мы нуждаемся и в той и в другой, но в политике – больше. Что лучше – жить в обществе, состоящем из эгоистов, хотя не все из них эгоистичны в равной мере, или жить в обществе без государства, без системы социального страхования, без профсоюзов и страховых компаний? Ставить так вопрос все равно что спрашивать: что лучше, цивилизация или природное состояние, прогресс или варварство, солидарность или гражданская война?

Но вернемся к обездоленным, к нищим и бомжам. Некоторые из них стоят в метро и пытаются нам что-нибудь продать. Допустим, вы что-то у них покупаете. Что вы в этом случае проявляете – щедрость или солидарность? Это зависит от ваших мотивов, которые могут быть двойственными. Упрощая, скажем так: если вы действуете, исходя из собственных интересов, то речь идет о солидарности. Но в чем может заключаться ваш интерес? В том, что вы пытаетесь поставить себя на место этого бомжа? Тогда вы проявляете не столько солидарность, сколько сострадание. Или в том, что само существование подобного «бизнеса» позволяет вам надеяться, что, случись вам потерять работу, вы тоже сможете им заняться? Это, конечно, очень сомнительный аргумент, поскольку вряд ли сегодняшняя ваша покупка окажет такое уж заметное влияние на подпольную продажу в метро всякой ерунды. Более правдоподобно выглядит другое предположение: вы покупаете у бомжа ту или иную вещь, потому что вам кажется, что она вам пригодится. Следовательно, вашим мотивом служит личный интерес и вы действуете не из щедрости, а из солидарности. И наоборот: если купленная вещь немедленно отправляется в урну, потому что вы купили ее исключительно из сострадания к продавцу, чтобы оказать ему услугу, значит, вашим мотивом была щедрость, а не солидарность. Что лучше? С точки зрения нравственности – щедрость. Но проявленная вами щедрость не в состоянии решить действительных проблем нищего продавца. У него стало на несколько монет больше, у вас – на несколько монет меньше, но он все так же остается выброшенным из общества, а само общество остается все таким же несправедливым. Гораздо лучше, если бы он продавал действительно хорошие товары, которые охотно покупали бы миллионы людей, исходя из собственных интересов, то есть побуждаемые эгоистическими мотивами. С точки зрения нравственности их поступки заслуживали бы меньшего уважения, но в социальном смысле они принесли бы гораздо больше пользы нищему: он перестал бы быть подпольным нищим торговцем, а стал бы обыкновенным продавцом.

Вот это и есть самое удивительное. Когда я покупаю товары в магазине, ни я, ни продавец не действуем из щедрости, как, впрочем, и производители товаров, и владелец магазина. Мы преследуем каждый свой интерес, но находим его только в той мере, в какой наши интересы совпадают, во всяком случае частично (если бы это было не так, магазин бы закрылся). Это и есть рынок (Рынок). Как и всякий рынок, он функционирует на принципе эгоизма. Но его эффективное и долговременное функционирование возможно только при условии создания и поддержания объективного совпадения интересов (которое иногда может принимать субъективную форму). Двигателем рынка является эгоизм. Регулятором этого двигателя является солидарность.

Вы скажете, что это проповедь либерализма. Но почему надо бояться слова «либерализм»? В рыночном обществе товары лучше и качественнее, чем в нерыночном. Это общеизвестно. Если производитель и продавец одежды заинтересованы в том, чтобы эту одежду купили, они будут стараться повышать ее качество. Рынок в этой сфере действует намного эффективнее, чем планирование и любой контроль (нерыночная экономика почти неизбежно приводит к появлению черного рынка). Но было бы очевидной ошибкой полагать, что посредством рынка можно решить вообще все проблемы. Во-первых, потому, что влияние рынка распространяется только на товарное производство (тогда как свобода, например, не является товаром, как не являются товарами справедливость, здоровье и человеческое достоинство). Во-вторых, потому, что рынок сам по себе не способен обеспечить достаточную регуляцию собственного функционирования. Во что превратилась бы торговля без торгового права? И разве само это право может выступать товаром? Продажное право перестает быть правом. И как быть с тем, что вообще не продается? Возьмем, например, прессу. Целиком и полностью отдать СМИ на откуп рынку значило бы поставить под сомнение их независимость (перед лицом денежной власти), их качественный уровень, их разнообразие и плюрализм. Поэтому и была разработана система защиты прессы и системы субсидий прессе. Она ни в коем не случае не отменяет рыночных механизмов (у газеты, которую никто не читает, очень мало шансов выжить, и это очень хорошо), но она смягчает и ограничивает их влияние. Информация – тоже товар. Но свобода информации товаром не является. Можно купить газету. Нельзя купить свободу журналиста и читателя.

То же самое относится к здравоохранению, юриспруденции, образованию и даже, хоть и в меньшей степени, к питанию и жилью. Ни один из этих феноменов не может быть полностью свободен от рынка. И ни один не должен быть полностью отдан на откуп рынку (если только не отказаться сознательно от какой бы то ни было защиты слабых). Рынок создает солидарность, но он создает также неравенство и неуверенность в завтрашнем дне. Он создает маргиналов. Вот почему мы нуждаемся в государстве, в торговом праве, в социальных правах, в праве на свободу слова и т. д. По этой же причине мы нуждаемся в профсоюзах, ассоциациях, паритетных комиссиях по контролю и управлению и т. д. Рынок более эффективен, чем административно-командная система. Но всеобщий закон (демократия) лучше, чем закон джунглей. Система социального обеспечения действует в обществе эффективнее, чем щедрость. Но и политически она более справедлива, чем деятельность частных страховых компаний. Именно в этом и состоит главное заблуждение ультралибералов. Рынок создает солидарность, но это не значит, что рынка достаточно для решения проблемы солидарности. А в этом – главное заблуждение сторонников коллективизма. Рынок сам по себе не может служить решением проблемы солидарности, но это не значит, что без рынка можно обойтись. Так что да здравствуют политика, профсоюзы и система социального страхования.

Начитанные люди, имеющие обширный словарный запас, очень часто придают окраску своей речи при помощи довольно нестандартных словоформ.

Если обратиться к переводу этого слова с латинского, то значение слова "солидарность" отражает единство мнений, готовность к взаимной ответственности за единогласное действие или решение.

То есть, к примеру, человек солидарный - это когда он согласен с другим человеком в каком-либо жизненном вопросе или обстоятельстве. Солидарность может существовать на принципиальном уровне, то есть базироваться на личных умозаключениях.

Другими словами, солидарный - это единодушный, принимающий чьи-либо мнения либо действия и активно сочувствующий им.

Синонимы слова «солидарность»

Для более четкого объяснения также можно обратиться к синонимам слова, тогда вы поймете, что значит солидарен:

  • согласие;
  • единогласие;
  • единство;
  • единодушие;
  • общность;
  • сплоченность.

Также можно рассмотреть значение слова "солидарность" на примере предметов и их взаимодействий.

К примеру, возьмем бильярдный шар. При попадании кием в одну его точку, происходит движение всего шара, то есть можно сказать, что все его другие участки оказались солидарными друг с другом и пришли в движение одновременно.

Или же рассмотрим двигатель машины. Две его составляющие жестко соединены (другими словами, солидарны между собой). Так как, если мы приводим в движение одну деталь, начинает двигаться и другая.

Из этого можно сделать вывод, что солидарность - это не чувство, а внутренняя связанность, сплоченность.

Солидарен: значение слова в юриспруденции

В юридической практике достаточно часто встречается понятие солидарности, только оно имеет более четкое определение и ряд условий.

Термин "солидарное обязательство" - это равноправие компетенций сторон в отношении общих прав и обязанностей к некоторому лицу.

Рассмотрим это на примере: есть группа совладельцев мелкого бизнеса (А, Б, В), которые преследуют общую цель в развитии своего бизнеса и получении в дальнейшем взаимовыгоды. Но на данный момент у них не хватает средств для развития, и они вынуждены обратится к кредитору (Я).

Кредитор дает необходимую сумму, оформляя документы на условиях солидарного обязательства одному из совладельцев (А). Благодаря этому у кредитора теперь есть право требовать выполнения своих условий от двух других заемщиков (Б, В). То есть теперь каждый совладелец солидарный - это значит равный в обязательствах - и несет одинаковую ответственность перед кредитором.

Существуют и другие два варианта:

  • Когда солидарны несколько кредиторов (Э, Ю, Я) на одного заемщика (А). В этом случае любой из кредиторов имеет право требовать у заемщика выполнения своих обязательств.
  • И еще один вариант, так называемая смешанная множественность, когда имеет место по несколько представителей обеих сторон.

Виды солидарности

Социальная солидарность

Когда группа людей преследует одну и ту же цель, оказывая друг другу поддержку и взаимопомощь.

Трудовая солидарность

Можно рассмотреть трудовую солидарность на примере работников конвейера. Люди, работающие на одном станке, осуществляют функции, необходимые для достижения общего желаемого результата.

Мужская и женская солидарность

Среди групп мужчин и женщин, находящихся в хороших отношениях, существует некоторая взаимосвязь, в этом случае может иметь место солидарность. Мужчина солидарный - это оказывающий поддержку одному или группе мужчин в том или ином вопросе. Чаще всего такая солидарность носит иронический и неправдивый характер, так как проявление поддержки в большей степени происходит в пользу ситуации, выгодной для группы людей данного пола.

Можно рассмотреть это на типичном примере двух друзей. Муж может соврать, что провел вечер с товарищем за просмотром футбольного матча, в то время как сам провел это время с любовницей. А его друг это подтвердит, хотя на самом деле это не является правдой.

Что такое солидарность: подводим итоги

Солидарность - это не чувство и не обязанность, это нечто такое, что не поддается объяснению, измерению и наблюдению. Солидарность порой возникает между людьми в самых неожиданных обстоятельствах. Она может проявляться практически во всех сферах жизни. Чаще всего она направлена во благо, и очень редко может нанести ущерб окружающим.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова солидарность

солидарность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

солидарность

солидарности, мн. нет, ж. (от латин. solidus - прочный) (книжн.).

    Активное сочувствие каким-н. мнениям или действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений. 1-ое мая - день международной боевой пролетарской солидарности. От экономических стачек и стачек солидарности рабочие стали переходить к политическим стачкам: (после 9 января 1905 г.). История ВКП(б). Социал-демократы II Интернационала подло изменили делу социализма, делу международной солидарности пролетариата. История ВКП(б). Чувство солидарности.

    Круговая порука, совместная ответственность (право).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

солидарность

    ед*, солидарный.

    Деятельное сочувствие каким-н. мнениям или действиям, общность интересов, единодушие. День международной солидарности трудящихся (праздник Первого мая).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

солидарность

    ж. Активное сочувствие чьим-л. действиям или мнениям; общность интересов, единодушие.

    ж. Совместная ответственность (в юриспруденции).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

солидарность

профобъединение в Польше, возникло как движение в 1980. Легализировано в апреле 1989. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Численность св. 2 млн. членов (1992). Руководящий орган - Всепольская комиссия (ВК). До 1990 лидером "Солидарности" был Л. Валенса. На базе "Солидарности" сформировались политические партии - Соглашение центристских сил и Демократический союз, а также другие партии и течения.

Солидарность (профсоюз)

«Солидарность» (, полное название Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность» ,) - польское объединение профсоюзов, созданное в августе-сентябре 1980 года на судоверфи имени Ленина в Гданьске. Официально легализовано 10 ноября 1980 года. Запрещено в январе 1982 года. С декабря 1981 по май 1986 действовало в подполье. Официально релегализовано в апреле 1989 года. Являлось массовым социальным движением антитоталитарной, антикоммунистической направленности. Объединяло самые разные политические силы - от католических консерваторов и правых либералов до ультралевых социалистов и анархистов. В 1989-1990 году осуществило мирную революцию и демонтаж режима ПОРП в ПНР. В настоящее время - профсоюз в Республике Польша. Основателем и историческим лидером «Солидарности» является Лех Валенса.

Солидарность

Солидарность - это единство, которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание, или же основывается на них. Данное понятие отсылает к таким связям в обществе, которые объединяют людей в единое целое. Оно используется преимущественно в социологии, а также в иных общественных науках или философии.

Основания солидарности в разных обществах различны. В «простых» обществах оно может основываться преимущественно на родстве (kinship ) и общих ценностях. В более сложных обществах имеются разнообразные теории, в рамках которых рассматривается вопрос о том, что способствует созданию чувства социальной солидарности.

Солидарность также является одним из шести принципов Хартии Европейского союза по правам человека, а 20 декабря каждого года - это Международный день солидарности людей, признанный ООН.

Солидарность (газета)

«Солидарность» - газета, освещающая деятельность различных профорганизаций, входящих в структуру Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), а также рассказывающая о трудовых конфликтах как в России, так и за её пределами. Газета является самым авторитетным источником информации в российской профсоюзной среде. Тираж в 2011 году - 33 000 экз.

Солидарность (посёлок)

Солида́рность - посёлок Елецкого района Липецкой области. Центр Архангельского сельского поселения.

Расположен на старой части (до строительство окружной дороги вокруг Ельца) магистрали « Дон ». Солидарность и Елец фактически единый населенный пункт: из Ельца добраться до поселка можно на обычном городском автобусе.

Возник в 1920 году как посёлок совхоза «Солидарность» .

Позднее официальным названием стало посёлок Солида́рность .

В 2000 году стал центром Архангельского сельского поселения, приняв этот статус у села Архангельское.

Солидарность (банк)

Банк «Солидарность» - поволжский коммерческий банк, создан 23 октября 1990 года, зарегистрированный с уставом в Государственном Банке РСФСР, штаб-квартира в городе Самара, с 2014 года банк принадлежит через ОАО АКБ « Пробизнесбанк » → финансовой группе Лайф. С ноября 2015 г. санаторы «Зарубежэнергопроект» и Кранбанк из Ивановской области

Солидарность (Шотландия)

Солидарность , полное название Солидарность - Шотландское социалистическое движение - социалистическое движение в Шотландии, организованное Томми Шериданом.

Движение было основано Томми Шериданом и частью ушедших вместе с ним из Шотландской социалистической партии.

Солидарность (значения)

Солида́рность :

  • Солидарность - активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие.
  • Солидарность - польский профсоюз и социально-политическое движение, созданное в 1980 году.
  • Солидарность 80 - польский радикальный профсоюз, созданный в 1989 году.
  • Борющаяся Солидарность - польская радикальная антикоммунистическая организация.
  • Солидарность - южноафриканский профсоюз, объединяющий белых рабочих и служащих.
  • Солидарность - российское демократическое оппозиционное движение.
  • Солидарность ЗАО - банк профсоюзной солидарности и социальных инвестиций, российский коммерческий банк
  • Солидарность - российский коммерческий банк
  • Народная солидарность - массовая организация в ГДР, благотворительная организация в Германии
  • Рабочая солидарность - астурийская леворадикальная организация.
  • Солидарность - украинская партия.
  • Солидарность труда - польская политическая партия, созданная активистами левого крыла профдвижения «Солидарность».

Примеры употребления слова солидарность в литературе.

На это восторженный агитатор заметил, что оно, конечно, покойнее и безопаснее писать у себя дома скептические статейки, в то время как другие отстаивают на площади свободу мира, солидарность народов и много другого добра.

Наши ближайшие соседи были антикоммунистами, поэтому между странами региона существовала солидарность , мы также пользовались международной поддержкой со стороны Америки, стран Западной Европы и Японии.

Общая региональная валюта, чей ареал ограничен конкретным органическим обществом, позволит осуществляться созидательному обмену в конкретных рамках, повысит чувство экономической солидарности .

Когда Генеральная Ассамблея ООН обсуждала резолюцию, осуждавшую Израиль, Раджаратнам, наш министр иностранных дел и ярый поборник афро-азиатской солидарности , был настроен в ее поддержку.

Ради ложно понятой солидарности Верка тоже отказалась от своего законного права один денек покомандовать целой сворой мужиков.

Такой владельческой солидарности , мысли о нераздельном владении не заметно в потомстве Всеволода и между близкими родственниками, братьями двоюродными и даже родными: несмотря на близкое родство свое, Всеволодовичи спешат разделить свою вотчину на отдельные наследственные части.

Удельное право завещания здесь косвенно поддержало традицию родовой владельческой солидарности : родство по матери, во имя которого могла быть сделана духовная князя Федора, могло получить перевес над родством по отцу, притом в нисходящей линии, только на основе общей родовой связи рязанских князей с московскими как членов одного русского владетельного рода: так ли поступил бы князь Федор, если бы его мать была сестра не Ивана московского, а Казимира литовского?

А когда Невядомский встречал Дмитриева в компании этого приятеля, он - заодно уж - не здоровался и с Дмитриевым, и точно так же из солидарности с приятелем поступал Дмитриев.

Но корпоративная солидарность со времен учебы еще оставалась в силе между бывшими гардемаринами, и потому Житецкий преподал Панафидину краткий урок о том, как правильнее вести себя с Рейценштейном: -- Поменьше лирики.

Наконец, исходная точка всего - солидарность интересов заводовладельцев и рабочего населения.

Мбида набрал воздуха в грудь, собираясь выразить солидарность с австралийцем, но человек в мундире так на него посмотрел, что пыл камерунца сразу же угас.

Не было таких форм проявления солидарности , на которые кубинцы не были бы готовы пойти, когда речь заходила о борьбе вьетнамского народа за свою свободу и независимость.

Мексика-но-кубинские отношения являются, пожалуй, прообразом тех отношений, к которым стремятся кубинцы вообще в Латинской Америке, - это отношения дружбы, солидарности , прочных экономических связей, и если понадобится, то взаимной выручки в отстаивании независимости и суверенитета.

Иначе я рисковал вообще не попасть в Кюрдамир - билетных касс здесь нет, а нужно просто ворваться в автобус вместе со всей этой кепконосной массой, но после трех безуспешных попыток я понял, что кепконосцы стойко держат национальную солидарность , и кроме них, азербайджанцев, в три ушедших битком набитых автобуса не сел ни один русской внешности пассажир.

Рабочие других предприятий и отраслей промышленности помогали забастовавшие и подвергшимся локауту товарищам массовыми денежными сборами, иногда забастовками солидарности .

Категория солидарности играет важную роль как в социалистических политических теориях, так и в католическом социальном учении .

Основания солидарности в разных обществах различны. В «простых» обществах оно может основываться преимущественно на родстве (kinship ) и общих ценностях. В более сложных обществах имеются разнообразные теории, в рамках которых рассматривается вопрос о том, что способствует созданию чувства социальной солидарности .

Солидарность также является одним из шести принципов Хартии Европейского союза по правам человека , а 20 декабря каждого года - это Международный день солидарности людей , признанный ООН.

Эмиль Дюркгейм

  • Определение: это социальное единство (social cohesion) основанное на взаимозависимости индивидуумов в более развитых обществах.

Хотя индивидуумы выполняют разные задачи, являются носителями различных ценностей и интересов, порядок в обществе и социальная солидарность в нем строятся на их взаимном доверии в выполнении конкретных задач. Слово «органическая» здесь обозначает взаимозависимость составных частей. Таким образом, в более сложных обществах социальная солидарность поддерживается через взаимозависимость их составных частей (то есть, фермеры производят пищу, которая кормит заводских рабочих, которые производят тракторы и прочую технику, позволяющую фермерам производить пищу).

Пётр Кропоткин

Связь между биологическим и социальным представляла собой центральную важность для идеи солидарности, сформулированной анархистским идеологом и бывшим князем Петром Кропоткиным (1842-1921). В его наиболее известной книге «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), написанной отчасти в ответ на «социальный дарвинизм» Генри Гексли , Кропоткин исследовал использование кооперации в качестве механизма выживания как в человеческих обществах на различных этапах их развития, так и среди животных. Согласно его взглядам, взаимопомощь, или кооперация, в рамках того или иного вида являлась важным фактором в эволюции социальных институтов. Солидарность является жизненно важной для взаимопомощи; деятельность, направленная на поддержку других людей, должна проистекать не из ожидания награды, но из инстинктивного чувства солидарности.

В введении к книге Кропоткин писал: "Число и важность различных учреждений Взаимной помощи, которые развились в человечестве, благодаря созидательному гению диких и полудиких масс, в течение самого раннего периода родового быта, и ещё более того впоследствии - в течение следующего периода деревенской общины, а также громадное влияние, которое эти ранние учреждения оказали на дальнейшее развитие человечества, вплоть до настоящего времени, побудили меня распространить область моих изысканий и на более поздние, исторические времена; в особенности я остановился на наиболее интересном периоде - средневековых свободных городов-республик, повсеместность и влияние которых на современную нашу цивилизацию до сих пор ещё недостаточно оценены. Наконец, я попытался также указать вкратце на громадную важность привычки взаимной поддержки, которая унаследованна человечеством за чрезвычайно долгий период его развития, которая играет даже теперь, в нашем современном обществе, хотя о нём думают и говорят, что оно покоится на принципе: "Каждый для себя, и государство для всех," - принцип, которому человеческие общества никогда не следовали вполне, и который никогда не будет приведён в осуществление». Кропоткин выступал за альтернативные экономическую и социальную системы, которые бы координировались через горизонтальную сеть волонтёрских ассоциаций и в рамках которых товары бы распределялись в соответствии с физическими нуждами индивидуума, а не в соответствии с осуществляемым им трудом.

В философии

Солидарность - это находящийся на стадии становления концепт в современной философии: он является объектом исследования в различных областях этики и политической философии .

См. также

Напишите отзыв о статье "Солидарность"

Примечания

Литература

  • Jary, David (1991), Collins Dictionary of Sociology , Glasgow: Harper Collins , с. 774, ISBN 0-00-470804-0

Для дальнейшего чтения

  • Ankerl, Guy: Toward a Social Contract on Worldwide Scale: Solidarity Contract. Geneva, ILO, 1980, ISBN 92-9014-165-4

Отрывок, характеризующий Солидарность

Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате.
Московское общество всё, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, – приняло Пьера. Для московского света, Пьер был самым милым, добрым, умным веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех.
Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги – никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы всё роздал. В клубе не было ни обеда, ни вечера без него. Как только он приваливался на свое место на диване после двух бутылок Марго, его окружали, и завязывались толки, споры, шутки. Где ссорились, он – одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой, мирил. Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было.
Когда после холостого ужина он, с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы веселой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодежью раздавались радостные, торжественные крики. На балах он танцовал, если не доставало кавалера. Молодые дамы и барышни любили его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми одинаково любезен, особенно после ужина. «Il est charmant, il n"a pas de seхе», [Он очень мил, но не имеет пола,] говорили про него.
Пьер был тем отставным добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни.
Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из за границы, кто нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита, определена предвечно, и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить этому! Разве не он всей душой желал, то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал и школы и больницы и отпускал своих крестьян на волю?
А вместо всего этого, вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и расстегнувшись побранить легко правительство, член Московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад.
Иногда он утешал себя мыслями, что это только так, покамест, он ведет эту жизнь; но потом его ужасала другая мысль, что так, покамест, уже сколько людей входили, как он, со всеми зубами и волосами в эту жизнь и в этот клуб и выходили оттуда без одного зуба и волоса.
В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости. «А может быть и все те мои товарищи, точно так же, как и я, бились, искали какой то новой, своей дороги в жизни, и так же как и я силой обстановки, общества, породы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я», говорил он себе в минуты скромности, и поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей.
На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом – император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство в благодарность за то, что они победили 14 го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14 го июня победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему – закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся, общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что то новое, всякий раз изумляла его. – «Я понимаю эту ложь и путаницу, думал он, – но как мне рассказать им всё, что я понимаю? Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только не видеть ее. Стало быть так надо! Но мне то, мне куда деваться?» думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, – способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.

1) Солидарность - взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность – это «естественный факт », связанный с жизнью в обществе: например, солидарность при конвейерной системе работы. Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие. Тогда солидарность оказывается уже не столько социальным фактом, сколько моральной ценностью и действиями, основанными на единомыслии, общности интересов и совместной ответственности. Стремление к солидарным действиям является важным элементом повышения эффективности делового общения.

2) Солидарность - (фр. solidarite) - общность интересов, единое понимание осн. принципов мировоззрения, совместная ответственность. Это понятие приобрело в рус. философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма. Оно встречается уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии оно стало у идеологов народничества с кон. 60-х гг. XIX в. В воззрениях Лаврова, М. А. Бакунина, Л. И. Мечникова, Кропоткина, Михайловского и др. деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого об-ва, возрастание к-рого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата - к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. Бакунин, напр., понимая С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого, рассматривает ее в теснейшей связи со свободой и характеризует последнюю как развитие и "очеловечение" С. Еще более широким было понимание С. у Лаврова, к-рый усматривал ее не только среди людей, но и в органическом мире в целом. Взаимная поддержка и С. обеспечивает, считал он, выживание вида в борьбе с др. видами и является фактором его прогрессивного развития. Человеческая С., возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. На передний план был выдвинут личный интерес, к-рый привел к всеобщей борьбе всех против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, призванные вернуть об-во к началам С. как средству достижения всеобщего равенства и благоденствия. Общественная С., по Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи он выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те "привычки С.", без к-рых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо. Михайловский понятие "С." тесно увязывал с понятием " кооперация ". С., считал он, может существовать только между людьми, равными по положению в об-ве, а такое равенство возможно лишь в условиях простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, общая цель вызывает взаимопонимание и как следствие - С. интересов и взаимопомощь. Л. И. Мечников поместил понятие "С." в самый центр своей социологической концепции, рассматривая рост С. в об-ве как главную движущую силу исторического прогресса. Как и Лавров, он считал, что явления С. существуют уже в органическом мире. " Биология, писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе" (Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал С. со свободой человека, то Мечников рассматривал факты "принудительной С." и "вынужденной С", связывая их с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает уровень С., являясь критерием прогресса. Согласно Мечникову, об-во в основном проходит те же ступени С., что и органический мир в целом. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, к-рые, в свою очередь, должны уступить место свободным союзам, объединяющим индивидов в силу их "сознательного стремления к С". В работах Кропоткина термин "С." встречается реже, чем у др. идеологов народничества, и обычно заменяется термином "взаимная помощь", выражающим то же самое содержание. Все это свидетельствует о том, что понятие "С." является одним из наиболее характерных в народнической социологии и философии истории. Оригинальная трактовка С. дана Левицким в рамках его концепции "органического мировоззрения". Она связана с "метафизикой временного процесса ", где С. рассматривается как "фактор развития", получивший наивысшее развитие в христианстве, к-рое "является наиболее чистым выражением солидарности, переросшей семейные, феодальные, клановые, национальные и прочие рамки" (Основы органического мировоззрения. Франкфурт-на-Майне, 1948. С. 150).

3) Солидарность - (лат. solidus - прочный) - единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей. С. становится моральным требованием для того или иного класса, нации, их партийных организаций и союзов, когда возникает объективная необходимость в совместном выступлении во имя решения к.-л. исторических задач. Так, принцип С. был выдвинут идеологами фр. буржуазной революции в борьбе против европейской феодальной реакции. Можно особо выделить С. национальную, классовую, интернациональную, партийную. Требование национальной солидарности выдвигается на первый план в сознании народа, когда ведется борьба против иностранных поработителей (Патриотизм). В совр. условиях национальная С. отвечает объективным интересам национально-освободительного движения. Национальная С. нарушается, если буржуазия к.-л. страны выдвигает на первый план не национальные, а свои классовые интересы. Примером классовой солидарности могут служить совместные действия рабочего класса в борьбе с капиталом. Пролетарская С. проверяется и испытывается во время забастовок, стачек, вооруженных выступлений, в международной взаимопомощи трудящихся. Классовая С. трудящихся имеет, в сущности, интернациональный характер (Интернационализм). С победой социалистической революции классовая С. органически сливается с национальной С. трудящихся, т. к, их классовые и национальные интересы в данных условиях совпадают. В определенных обстоятельствах, когда задачи борьбы против крупного капитала могут быть решены только при условии создания общедемократического фронта, С. может укрепляться между трудящимися различных классов - между пролетариатом и крестьянством, неимущими слоями и мелкой буржуазией. Для революционной борьбы пролетариата огромное значение имеет не толь-ко классовая, но и партийная солидарность - единство действий внутри его авангарда, в рядах коммунистических и рабочих партий. Совместные действия членов коммунистических партий основываются на единстве их убеждений и обеспечиваются требованием партийной дисциплины. «После решения компетентных органов, - говорил В. И. Ленин, - мы все, члены партии, действуем как один человек » (т. 14, с. 128). Партийная С. предполагает единство действий не только внутри каждой коммунистической и рабочей партии, но и во взаимоотношениях между ними в международном масштабе при сохранении самостоятельности каждой отдельной партии.

4) Солидарность - - чувство взаимопринадлежности и практическое осуществление его.

Солидарность

взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность – это «естественный факт », связанный с жизнью в обществе: например, солидарность при конвейерной системе работы. Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие. Тогда солидарность оказывается уже не столько социальным фактом, сколько моральной ценностью и действиями, основанными на единомыслии, общности интересов и совместной ответственности. Стремление к солидарным действиям является важным элементом повышения эффективности делового общения.

(фр. solidarite) - общность интересов, единое понимание осн. принципов мировоззрения, совместная ответственность. Это понятие приобрело в рус. философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма. Оно встречается уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии оно стало у идеологов народничества с кон. 60-х гг. XIX в. В воззрениях Лаврова, М. А. Бакунина, Л. И. Мечникова, Кропоткина, Михайловского и др. деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого об-ва, возрастание к-рого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата - к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. Бакунин, напр., понимая С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого, рассматривает ее в теснейшей связи со свободой и характеризует последнюю как развитие и "очеловечение" С. Еще более широким было понимание С. у Лаврова, к-рый усматривал ее не только среди людей, но и в органическом мире в целом. Взаимная поддержка и С. обеспечивает, считал он, выживание вида в борьбе с др. видами и является фактором его прогрессивного развития. Человеческая С., возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. На передний план был выдвинут личный интерес, к-рый привел к всеобщей борьбе всех против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, призванные вернуть об-во к началам С. как средству достижения всеобщего равенства и благоденствия. Общественная С., по Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи он выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те "привычки С.", без к-рых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо. Михайловский понятие "С." тесно увязывал с понятием " кооперация ". С., считал он, может существовать только между людьми, равными по положению в об-ве, а такое равенство возможно лишь в условиях простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, общая цель вызывает взаимопонимание и как следствие - С. интересов и взаимопомощь. Л. И. Мечников поместил понятие "С." в самый центр своей социологической концепции, рассматривая рост С. в об-ве как главную движущую силу исторического прогресса. Как и Лавров, он считал, что явления С. существуют уже в органическом мире. " Биология, писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе" (Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал С. со свободой человека, то Мечников рассматривал факты "принудительной С." и "вынужденной С", связывая их с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает уровень С., являясь критерием прогресса. Согласно Мечникову, об-во в основном проходит те же ступени С., что и органический мир в целом. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, к-рые, в свою очередь, должны уступить место свободным союзам, объединяющим индивидов в силу их "сознательного стремления к С". В работах Кропоткина термин "С." встречается реже, чем у др. идеологов народничества, и обычно заменяется термином "взаимная помощь", выражающим то же самое содержание. Все это свидетельствует о том, что понятие "С." является одним из наиболее характерных в народнической социологии и философии истории. Оригинальная трактовка С. дана Левицким в рамках его концепции "органического мировоззрения". Она связана с "метафизикой временного процесса ", где С. рассматривается как "фактор развития", получивший наивысшее развитие в христианстве, к-рое "является наиболее чистым выражением солидарности, переросшей семейные, феодальные, клановые, национальные и прочие рамки" (Основы органического мировоззрения. Франкфурт-на-Майне, 1948. С. 150).

(лат. solidus - прочный) - единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей. С. становится моральным требованием для того или иного класса, нации, их партийных организаций и союзов, когда возникает объективная необходимость в совместном выступлении во имя решения к.-л. исторических задач. Так, принцип С. был выдвинут идеологами фр. буржуазной революции в борьбе против европейской феодальной реакции. Можно особо выделить С. национальную, классовую, интернациональную, партийную. Требование национальной солидарности выдвигается на первый план в сознании народа, когда ведется борьба против иностранных поработителей (Патриотизм). В совр. условиях национальная С. отвечает объективным интересам национально-освободительного движения. Национальная С. нарушается, если буржуазия к.-л. страны выдвигает на первый план не национальные, а свои классовые интересы. Примером классовой солидарности могут служить совместные действия рабочего класса в борьбе с капиталом. Пролетарская С. проверяется и испытывается во время забастовок, стачек, вооруженных выступлений, в международной взаимопомощи трудящихся. Классовая С. трудящихся имеет, в сущности, интернациональный характер (Интернационализм). С победой социалистической революции классовая С. органически сливается с национальной С. трудящихся, т. к, их классовые и национальные интересы в данных условиях совпадают. В определенных обстоятельствах, когда задачи борьбы против крупного капитала могут быть решены только при условии создания общедемократического фронта, С. может укрепляться между трудящимися различных классов - между пролетариатом и крестьянством, неимущими слоями и мелкой буржуазией. Для революционной борьбы пролетариата огромное значение имеет не толь-ко классовая, но и партийная солидарность - единство действий внутри его авангарда, в рядах коммунистических и рабочих партий. Совместные действия членов коммунистических партий основываются на единстве их убеждений и обеспечиваются требованием партийной дисциплины. «После решения компетентных органов, - говорил В. И. Ленин, - мы все, члены партии, действуем как один человек » (т. 14, с. 128). Партийная С. предполагает единство действий не только внутри каждой коммунистической и рабочей партии, но и во взаимоотношениях между ними в международном масштабе при сохранении самостоятельности каждой отдельной партии.