Как составлять вопросы на английском языке: правила и примеры. Построение вопросов в английском языке Образование вопросительных предложений в английском языке таблица

В английском языке существует четыре типа вопросительных предложений. Эти предложения отличаются друг от друга по которым они выстроены, в частности, . Разница в грамматике вытекает из разных коммуникативных задач, которые выполняют эти предложения.

1. Общий вопрос (другое название: Yes/no – questions, – ред.).
Определить его очень просто, он подразумевает на себя ответы «ДА» или «НЕТ».

Пример:
Тебе нравится мороженное?
Do you like ice-cream? (Yes/no).
Он в доме?
Is he at home? (Yes/no).
Они спят?
Are they sleeping? (Yes/no).

Схема построения:
Вспомогательный глагол + подлежащее + остальные члены предложения.

2. Специальный вопрос (другое название: wh – questions, – ред.)
Это вопросы к отдельным членам предложения, образующиеся при помощи так называемых вопросительных слов. Они часто начинаются с буквосочетания (Wh) – отсюда и второе название. Их много, но вот наиболее частотные вопросительные слова:

Who? (Кто?)
Why? (Почему, зачем?)
When? (Когда?)
What? (Что? Какой?)
Where? (Где? Куда?)
How? (Как?)
Whose? (Чей?)

Вопросительными словами дело не ограничивается есть также «вопросительные группы», характеризующиеся тем, что, хотя они играют ту же роль, что и вопросительные слова, в состав каждого из них входит по нескольку слов. Вот наиболее распространенные примеры:

How many? («Сколько» для исчисляемых)
How much? («Сколько» для неисчисляемых)
How often? (Как часто?)
How long? (Как долго?)
Which of you? (Который из вас?)

Но пора перейти к примерам вопросительных предложений второго типа:

Пример:
Сколько у вас ручек?
How many pens have you got?
Что вы делаете сегодня?
What do you do today?
Сколько вы просите за это?
How much do you charge for that?
Сколько вы за это просите?

Схема построения:
Вопросительное слово (вопросительная группа) + вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое (если есть, – ред.) + остальные члены предложения.

Внимание!

Существует подтип специального вопроса – он называется вопрос к подлежащему. Название говорит само за себя – это специальные вопросы, обращенные к подразумеваемому (ведь не всегда вопросы задаются после утверждения, – ред.) или действительному подлежащему.

Пример:
Мальчик идет в школу.
Кто идет в школу?
Who goes to school?

Сразу очевидно отличие таких специальных вопросов от всех прочих. В них не требуется вспомогательный глагол. Его можно употребить, но можно и не употреблять – это не будет ошибкой.

3. Альтернативный вопрос

Альтернативный вопрос образуется путем добавления конструкции с альтернативной частицей «or». Альтернативу таким образом можно ставить к любому члену предложения.

Пример:
Я или мой брат идем в школу?
Do I or my brother goes to school?
Я иду или еду в школу?
Do I go or drive to school?
Я иду в школу или в институт?
Do I go to school or to the institute?

Схема построения:
Вспомогательный глагол + подлежащее (с альтернативой если нужно, если не нужно, то альтернатива с «or» следует за подлежащим).

4. Разделительный вопрос (другое название: вопрос с хвостом, tag-question, – ред.)
Этот тип вопросов можно адекватно перевести на русский язык предложениями, которые заканчивают словами «не так ли?», «Не правда ли?».

Пример:
Ты говоришь по-английски, не так ли?
You speak English, don’t you?
Ты не говоришь по-испански, так ли это?
You don’t speak Spanish, do you?

Схема построения:
Как вы заметили, подобный вопрос состоит из двух частей – до запятой и после. До запятой нужно построить обычное утвердительное или отрицательное предложение, а вот после на 1) месте – вспомогательный глагол, который подходит по времени и подлежащему в основной части 2) подлежащее или местоимение, соответствующее подлежащему. Вот иллюстрация последнего случая: Ivan will go to school, won’t he?

Но когда в «хвостике» вопроса, то есть в части после запятой нужно поставить отрицание, как вы заметили по примерам – ставится оно туда не всегда.

По схеме легко понять принцип: если в главном предложении отрицания нет, то «хвостик» должен «отрицать» подлежащее. Если же отрицание там есть, то уже остаток предложения после запятой должен быть положительным.

Читайте статью об отрицании в вопросах здесь.


Добрый день, уважаемые читатели!
Вопросительные предложения относятся к базовым структурам английского языка. Без знания этой элементарной структуры нам не обойтись. При желании узнать что-либо нас интересующее или удостовериться в вероятном факте, мы можем оказаться бессильны, не владея искусством спрашивать. Поэтому не следует пренебрегать этой грамматической темой при изучении английского языка.

В сущности, что отличает вопросы от обычных предложений :

  1. порядок слов отличается в вопросительном предложении
  2. употребление вспомогательного глагола
  3. наличие вопросительного слова (не во всех видах предложений)

Если мы уж затронули вопросительные слова, наведем некоторые ориентиры на этот немаловажный подпункт.
Предлагаю таблицу вопросительных слов:
Таблица вопросительных слов

Типология английских вопросов

В английском языке есть несколько типов вопросов, зависящих от того, какую информацию мы желаем узнать или имеем мы понятие, каков будет ответ (например, мы даем альтернативу ответа в самом вопросе)
Виды вопросов в английской грамматике Вопрос к подлежащему

Его задаем при помощи вопросов: Who?(Кто?) и What? (Что?). Если речь о живом (одушевленном) субъекте, применяем Who , все остальное — предметы, события и явления, требуют использования слова What .

На заметку:
Неодушевлёнными в английском языке считаются и животные, однако, это не является строгим правилом, так как многие люди своих любимцев таковыми не считают и не говорят о них, как о предметах.

Так вот, вопросы к подлежащему, в них мы выражаем интерес к тому, кто выполняет действие.

  • — Who read this book? — Кто читал эту книгу?
  • — My sister read this book. — Моя сестра читала эту книгу.
  • -Who wathches the documentaries in your family?
  • -My father watches the documentaries.
  • -What is there on the wall? — Что находится там на стене?
  • -There is a beautiful photo. — Там (есть) прекрасное фото.

Он обычно не требует длинных ответов. На него зачастую бывает достаточно ответа: да/нет

  • -Do you read fiction (художественная литература)?
  • — Yes, I do. (Да)/ No, I didn’t. (Нет.)

На заметку:
Полный ответ на подобные вопросы, состоит из двух мини-частей. Сам ответ: «да» или «нет», а во второй части ответа: лицо, которое совершает действие (I, you, they ect.) + глагол с помощью которого строим вопросительную структуру (в положительной или отрицательной форме). Допустим: «yes, I you do"/ «no, they don’t».
Однако, вас поймут, даже если вы просто ответите: «yes"/ «no»

  • -Does she like this kind of roses?
  • -Yes, she does./ No, she doesn’t.

Общий вопрос нуждается во вспомогательном глаголе — to do , который не переводится на русский, так как просто помогает построить вопросительное предложение.

Если во временной форме, которую мы используем, спрашивая кого-либо, уже в наличии есть -to be или -to have, они же и будут вспомогательными глаголами в вопросе.

  • -I am preparing the breakfast now. — Я готовлю завтрак сейчас.

В этом случае to be помогает строить предложение. В вопросительном предложении он ставится в его начале:

  • -Am I preparing the breakfast now? — Готовлю ли я завтрак сейчас?
  • -Yes, I am. / No, I am not.
  • — I have been in the theatre. — Я был в театре.

Здесь имеем глагол to have, который и будет вспомогательным, —to be здесь не нужен.

  • — Have I been in the theatre? — Был ли я в театре?
  • -Yes, I have (I"ve) been. / No, I have not been.

1 часть : положительное повествовательное предложение — 2 часть : краткий вопрос отрицательный

  • He works in the office, doesn’t he? — Он работает в офисе, не так ли?

1 часть : Отрицательное повествовательное предложение — 2 часть : краткий вопрос положительный

  • He doesn’t work in the office, do he? — Он не работает в офисе, ведь так (да)?

Еще один пример:

  • He has worked, hasn’t he? — Он работал, не правда ли?
  • He has not worked, has he? — Он не работал, да?
  • He studied French, didn’t he? — Он учил французский, не так ли?
  • He didn’t study French, did he?- Он не учил французский, да?

Вот в принципе и все необходимое из грамматического материала, для того чтобы вы могли начать общаться с людьми, говорящими на английском, и расспросить их обо всем интересном.

Успехов в изучении великого английского языка!

Вы наверно очень устали за время урока? Посмотрите в заключение это веселенькое видео на тему общих вопросов:

Вопросы в нашей речи занимают не меньшее место, чем утверждения. Знать построение таких конструкций в иностранном языке особенно необходимо, ведь они позволяют уточнять важные моменты, устранять недопонимание, а также просто заводить новые знакомства или узнавать, как пройти к какой-либо достопримечательности. На сегодня наши задачи – разобраться в том, какие бывают вопросительные предложения в английском языке, и научиться составлять их самостоятельно.

Для начинающих может показаться сложным, что английский язык содержит сразу несколько и имеет особые правила построения каждой из них. Да, здесь нельзя обыграть утверждение другой интонацией, и получить готовый вопрос. Да, придется заучивать наизусть определенные комбинации и разбираться в случаях их употребления. Но на самом деле, вся эта грамматика едва ли не самое простое, что есть в правилах по английскому языку. Разберем каждый подтип вопросов отдельно, а позднее сведем их к общей основе.

Вопросы общего типа (General)

Самой простой и часто используемый в речи вид конструкций, который примечателен тем, что не требует для себя развернутого ответа. Утверждение на такие вопросы выглядит так: «Да, делал/делаю/буду делать » или «Нет, не делал/делаю/буду делать ».

Составление общей вопросительной конструкции зависит от того, какое сказуемое используется в исходном предложении. Если, высказывание содержит глагол to be в любой форме, то необходимо просто изменить порядок слов в английском предложении, вынеся на первое место само сказуемое. При этом, в зависимости от того, какому лицу задается вопрос изменяется форма местоимения . Сказуемым ответа является to be .

В более распространенных случаях, когда сказуемое выражено любым другим глаголом, для превращения высказывания в вопросительное предложение достаточно воспользоваться глаголом-помощником do . Это словечко ставят первым, а дальше просто пересказывают изначальное выражение, не изменяя исходного порядка слов ! Обратите внимание, вспомогательное слово фигурирует в ответе в качестве сказуемого.

Грамматические замечания : согласно общепринятым правилам, в английском языке животных относят к неодушевленным предметам, поэтому необходимо употреблять местоимение it . Но, на все правила есть исключения, поэтому в беседах о любимых домашних питомцах англичане употребляют местоимения she или he. Неформально принято такое деление: если пол животного неизвестен – употребляйте it, если известен, соответственно he/she.

Глагол do употребляется для составления вопроса в настоящем или прошедшем времени (did ), при этом само слово не несет никакой смысловой нагрузки, а выступает лишь в роли своеобразного посредника. Важно отметить, что с подлежащим в 3 лице этот помощник принимает на себя окончание es , поэтому повторно со сказуемым букву s употреблять не нужно !

Если вопрос ставится к предложению, имеющему в составе модальный глагол, употребление вспомогательных конструкций не требуется.

Не стоит пугаться двух сказуемых, это всего лишь обозначения все тех же вспомогательных do, will и основного глагола. Чтобы облегчить понимание таких конструкций для начинающих изучение иностранного языка, разберем на конкретных примерах.

1. Where + 2. did + 3. you 4. live + 5. in 2007?

1. When + 2. will + 3. he + 4. work + 5. for this company?

Из примеров видно, что грамматически это составное сказуемое, но для простоты мы обозначили его на схеме двумя частями.

В принципе, с вопросами такого типа обращаться довольно легко, отметим только ситуацию их использования с конструкциями to be.

Грамматические замечания : вопросительное слово what может употребляться с одушевленным лицом, когда речь идет о роде его занятий. Сравните.

В вопросительном предложении c whose , which , what kind of , после этих слов может стоять не сказуемое, а подлежащее или дополнение.

Вопросы выборочного типа (Alternative)

Используя подобные комбинации, мы можем на английском языке предложить собеседнику выбор из двух различных вариантов. Строятся такие вопросы при помощи короткого предлога or (или) и могут относиться к любому члену предложения. Их структура состоит из двух фраз, связанных указанных предлогом. Рассмотрим приведенные примеры и их переводы.

Немного практики, и образование таких конструкций не составит труда.

Вопросы разделительного типа (Disjunctive)

Этот подвид вопросительных предложений в английском немного похож на предыдущий, но имеет другой оттенок значения и строится согласно своей синтаксической конструкции. Такие вопросы являются скорее уточнениями, подтверждениями действий и переводятся на русский выражениями «не так ли? правда? ведь так?» . Для того, чтобы сделать данную конструкцию не приходится менять порядок слов. Наоборот, у исходного предложения, в его концовке, образуется дополнительный оборот «to be /do /will +местоимение ».

Составить подобное предложение не трудно, необходимо только обратить внимание на один нюанс. Если первоначальная фраза содержит отрицание, то добавочная конструкция будет стоять в утвердительной форме. Это же правило справедливо и для обратной ситуации.

It isn’t a very good idea, is it ? I don’t know.
Это не очень хорошая идея, да? Я не знаю.
Do you work at the factory, don’t you? Yes, I am.
Вы ведь работаете на фабрике, нет? Да.

Грамматические замечания: если утвердительное предложение содержит местоимение I , то в добавочной конструкции форма глагола будет aren ’t . Если предложение имеет отрицательный контекст, добавка выражается словами I am . Употребление в этой конструкции фразы I am not практически не встречается.

Для того, чтобы не выходить за рамки политкорректности, следует запомнить употребление этой комбинации с собирательными местоимениями.

Everybody is here, aren’t they ? Nobody is angry, are they ?

В завершении раздела стоит упомянуть о еще одной разновидности вопросов, которые именуются прямыми. Они задаются с помощью вопросительных слов, и относятся исключительно к подлежащему. Чтобы создать такую конструкцию, необходимо заменить подлежащее на who или what .

Вопросительные предложения в английском языке – сводная таблица

Обобщим свои знания и посмотрим, как образуются разновидности английского вопросительного предложения в разных временах. Данная таблица будет полезной шпаргалкой для отработки конструкций на практике.

Простые времена (Simple)
Настоящее Прошедшее Будущее
Does she write letters?

Она пишет письма?

Who writes letters?

Кто пишет письма?

When did she paint the picture?

Когда она рисовала эту картину?

There were many bookshelves, weren’t there ?

Ведь там было много книжных полок, нет?

Will you play soccer tomorrow or next week?

Вы будете играть в футбол завтра или на следующей неделе?

Продолженные времена (Continuous)
Настоящее Прошедшее Будущее
What are you playing now?

Во что ты сейчас играешь?

Who was talking with him at that moment?

Кто разговаривал с ним в тот момент?

Will you be flying to Madrid at this time tomorrow?

Завтра в это время вы будете лететь в Мадрид?

Совершенные времена (Perfect)
Настоящее Прошедшее Будущее
Has he studied here?

Он учился здесь?

Had the concert already begun when you entered the hall?

Когда вы вошли в зал, концерт уже начался?

You will have worked here by next week, won’t you?

Вы будете работать здесь до следующей недели, не так ли?

Продолженные совершенные времена (Perfect Continuous )
Настоящее Прошедшее Будущее
Have you been living in Berlin for 10 or 12 years?

Вы живете в Берлине уже 10 или 12 лет?

How long had they been waiting for us before they decided to go home?

Как долго они прождали нас, прежде чем решили уйти домой?

Will you have been learning Russian for 3 years by the time you go to Moscow?

Ты будешь уже 3 года изучать русский, ко времени поездки в Москву?

Мы с вами уже поговорили. Давайте поговорим про построение вопросительных предложений в английском языке. Построение вопросительных предложений — очень важная тема в английской грамматике. Где бы мы ни жили, наша речь состоит из вопросов и ответов. Вопросительные предложения, конечно же, в любом языке подразумевают вопросительную интонацию. Именно это средство и служит созданием вопросов в русском языке. Но в английском языке, к сожалению, одной интонацией никак не обойтись!

Целью вопросительного предложения является получение от собеседника дополнительной информации или подтверждения/ отрицания самого вопроса.

  • What did you begin to learn last year? — English. (Что ты начал изучать в прошлом году? — Английский язык.)
  • Do you like studying? − Yes, I do. (Тебе нравится учеба? — Да.)

Вопросительное предложение и ответ на него образуют некое смысловое и грамматическое единство. Ответ в значительной степени зависит от формы вопросительного предложения. Прежде, чем вы перейдете непосредственно к построению вопросительных предложений, хочу обратить ваше внимание на то, что в английском языке существуют готовые образцы (типы) вопросов и ответов на них же. А ниже представленный материал является своеобразным вступительным уроком перед изучением следующих тем:

  • Вопрос к подлежащему и его определению в английском языке
Пять типов вопросов английского языка

Вопросительные предложения в английском языке отличаются от повествовательных своей конструкцией. Большинство из них характеризуются инверсией, то есть обратным порядком слов (часть сказуемого ставится перед подлежащим, а не наоборот). В некоторых случаях употребляется вспомогательный глагол to do. На письме, в конце всех вопросительных предложений ставится специальный пунктуационный знак — вопросительный знак.

Вопросы, выраженные только интонацией в английском языке (You was there yesterday?), употребляются только в фамильярном обращении.

Образование вопросительных предложений

По способу образования и конструкции все вопросительные предложения можно разделить на три основных вида:

Тип I (Инверсия без вспомогательного глагола)

Сказуемое в вопросительном предложении содержит глаголы to be, to have (если они выступают в качестве смысловых), модальные глаголы (can, must, should, may, ought) или вспомогательные глаголы (shall, will, should, would). Такие вопросы образуются при помощи инверсии и не требуют использования вспомогательного глагола to do. Смысловой глагол to be, to have, вспомогательный или модальный глагол выносится на первое место перед подлежащим, а остальная часть сказуемого остается на своем месте после подлежащего. В случае со смысловыми глаголами to be, to have (сказуемыми) в Present Simple и Past Simple, за подлежащим сразу последуют второстепенные члены предложения (дополнения, обстоятельства). Если вспомогательных глаголов несколько, то выносится только первый. Когда в вопросительном предложении есть вопросительное слово, оно всегда ставится в начале предложения.

Конструкция вопросительных предложений типа I

Вопросительное слово Вспомогательный, модальный глагол или глаголы to be, to have Подлежащее Остальная часть сказуемого Второстепенные члены предложения
Will you go there tomorrow?
What are you doing here, George?
Have you finished your composition?
When can you come?
May I ask you a question?
Where are you, Mary?
Have you any books on English literature?
Is your father in Moscow?

1. Когда сказуемое выражено оборотом there is/ are (was/ were), глагол to be выносится вперед слова there, а подлежащее остается после него.

  • Is there any time left?
  • Are there many songs in your playlist?
  • Was there a meeting after the concert?

2. Если глагол to have входит в состав фразового сказуемого (to have breakfast, to have a rest) или же используется в модальном значении, то вопросительное предложение образуется при помощи вспомогательного глагола to do по типу II.

  • When do we have breakfast?
  • What time do you have to be there?

В американском английском глагол have во всех случаях образует вопросительные предложения с помощью глагола to do.

  • Do you have red pencils?
  • (Сравните c британским: Have you red pencils?)
  • How many brothers do you have?
  • (Сравните с британским: How many brothers have you?)

Тип II (Использование вспомогательного глагола)

Сказуемое не содержит глаголов to be, to have, вспомогательных, а также модальных глаголов (кроме to have). Такие вопросительные предложения образуются при помощи вспомогательного глагола to do. В данном случае сказуемым является любой смысловой глагол (кроме to be и to have) в Present Simple или Past Simple. При образовании вопросительных предложений глагол to do употребляется в соответствующем времени, лице и числе (в Past Simple — did, в Present Simple для 3-го лица единственного числа — does, для остальных — do). Он ставится перед подлежащим, а основной глагол в инфинитивной форме — после подлежащего. Если в предложении имеется вопросительное слово — оно занимает место в начале предложения.

Конструкция вопросительных предложений типа II

Пример вопросительного предложения типа II

Тип III (прямой порядок слов)

Вопросительное слово в предложении является подлежащим (who, what) или его определением. Такие вопросительные предложения образуются без инверсии и без вспомогательного глагола to do, независимо от состава сказуемого. За вопросительным словом, которое выполняет функцию подлежащего, следует сказуемое, а после него — остальные члены предложения. То есть сохраняется прямой порядок слов.

Конструкция вопросительных предложений типа III

Хочу отметить, что данная статья представляет обобщенные схемы построения вопросов в английском языке. По характеру вопроса и требуемого ответа в английском языке принято различать пять основных типов вопроса, которые были перечислены в начале статьи. Каждый тип имеет ряд особенностей, которые освещены в соответствующих статьях на нашем сайте. Но, тем не менее, предложенные выше таблицы могут служить основой для построения вопросительных предложений в английском языке. Изучайте английский язык с удовольствием! Успехов вам!

Просмотрите следующие видео-уроки на тему: «Построение вопросительных предложений в английском языке»

Секреты грамматики Английского языка.
Вопросительные предложения в английском языке бывают пяти типов. Каждый из них имеет определенную структуру построения.

1-ый тип. Общий вопрос (general).
Ответом на него могут быть слова «да» и «нет», поэтому общий вопрос часто называют «yes / no question». В этом типе вопросительных предложений обратный порядок слов. Оно начинается с вспомогательных или модальных глаголов.

Does she play the piano and the guitar?
Она играет на пианино и гитаре?

Is the pupil reading the text?
Ученик читает текст?

Can your baby swim?
Ваш малыш умеет плавать?

2-ой тип. Специальный вопрос (special question).
Специальный вопрос задается для получения дополнительной информации, уточнения каких-либо деталей. В нем используется обратный порядок слов, на первом место стоит одно из вопросительных слов: When? – когда?; What? – что?; Where? – где?; Which? – который?; Why? – почему?; How much/many? - Сколько? и другие.

When will you be here?
Когда вы будете тут?

What are you planning to buy?
Что вы собираетесь купить?

How much did your plane ticket cost?
Сколько

3-ий тип. Разделительный вопрос (disjunctive question / tag-question).
Разделительный вопрос используется для выражения удивления, сомнения или получения подтверждения. Это вопросительное предложение состоит из двух частей. Первая часть - само предложение без каких-либо изменений (то есть с прямым порядком слов), вторая - вспомогательный глагол и местоимение, которые переводятся «не правда ли», «не так ли». Если первая часть - утвердительное предложение, то во второй части обязательно ставится not после вопросительного или модального глагола. Если первая часть вопроса - отрицательное предложение, то во второй части частица not не используется.

You have done the homework, haven"t you?
Ты выполнил домашнее задание, не так ли?

It is not so easy to translate that text, is it?
Тот текст не так легко перевести, не правда ли?

All children like sweets, are not they?
Все дети любят сладости, не так ли?

4-ый тип. Альтернативный вопрос (alternative question).
Альтернативный вопрос может быть задан к любому члену предложения. Он предполагает выбор между двумя вариантами. В этом типе вопросов обязательно присутствует слово or:

Is the dress you bought red or black?
Платье, которое вы купили, красное или черное?

Did Peter or John present such beautiful flowers to you?
Питер или Джон подарил тебе такие красивые цветы?

Are the pupils reading a text or writing a dictation?
Ученики читают текст или пишут диктант?

5-ый тип. Вопрос к подлежащему (question to the subject)
Этот тип вопроса иногда считают разновидностью специального вопроса. Порядок слов в нем не меняется, но на первое место вместо подлежащего ставятся слова What (если существительное неодушевленное) или Who (если существительное одушевленное). Вопрос имеет ту же структуру, как и повествовательное предложение, в котором роль подлежащего выполняют вопросительные местоимения.

What makes you feel happy?
Что делает тебя счастливым?

Who wants to answer the question?
Кто хочет ответить на вопрос?

Who will come to our party?
Кто придет на нашу вечеринку?

Вопросительные предложения в английском языке строятся по определенным правилам, не зависимо от видо-временной формы глаголов.