День памяти Александра Невского: житие и подвиги Святого . День памяти Александра Невского: житие и подвиги Святого  Молитва благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию

6 декабря день памяти- Александр Невский

Русский полководец, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, канонизированный церковью вскоре после смерти, человек, чье имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя.

Меньшенин Владимир
Тормосов Виктор Михайлович.

Он - второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха. Отрочество и юность Александр в основном провел в г. Новгороде.

Александр Невский - Владимир Боровиковский
Михаил Васильевич Нестеров

В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» - обряд посвящения в воины, а вскоре посадил Александра со старшим братом Федором княжить в Новгороде. Но в 1233 году Федор неожиданно умер, и Александр остался старшим из Ярославичей.

А вскоре состоялись его первый военный поход (под отцовским стягом) на Дерпт, который тогда находился в руках ливонцев, и победа на реке Омовже.

В 1236 году Ярослав уехал на княжение в Киев, который номинально продолжал считаться столицей всея Руси. С этого времени Александр стал самостоятельным новгородским князем и в первые годы занимался укреплением города.

В 1239 году Ярослав женил Александра на дочери полоцкого князя Брячислава. Уже в 1240 году в Новгороде родился их первенец - Василий.


Москвитин Филипп Александрович Св.князь Александр Невский выступает с войском на битву из Старой Ладоги

Всеобщую славу Александру принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом. Незадолго до этого немцы подступили к Пскову, а шведы, оспаривавшие у новгородцев обладание Финляндией, вошли в Неву, достигли устья Ижоры и двинулись на Новгород.

Согласно легенде отрядом командовал будущий правитель Швеции Ярл Биргер.

Шевелёв А. Александр Невский.

15 июля 1240 года Александр со своей дружиной и небольшим отрядом новгородцев внезапно атаковал численно превосходивших шведов. Противник, застигнутый врасплох, понес тяжелые потери.

Под покровом ночи остатки шведского войска погрузились на корабли и бежали. Победа в этом сражении не только предотвратила потерю Русью берегов Финского залива, остановив шведскую агрессию на новгородско-псковские земли, но и продемонстрировала талант и силу Александра, как военачальника. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

Между тем на Новгород надвигались и ливонские немцы. Не остановившись на завоевании Прибалтики, они попытались перенести экспансию на новгородские земли.


Генрих Семирадский. "Александр Невский принимает папских легатов".

В 1242 году Александр со своей дружиной, войском из новгородцев и отрядом во главе с братом Андреем, пришедшим на подмогу из Суздальской земли, двинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Ливонию.

В апреле 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере, известная как «Ледовое побоище». Эта победа русских войск над рыцарями на льду Чудского озера добавила славы Александру, а его успешные военные действия надолго обеспечили безопасность западных границ Руси.

В том же году немцы прислали в Новгород посольство с просьбой о мире: Орден отказывался от всех претензий на русские земли и просил об обмене пленными. Мирный договор был заключён. После Ледового побоища крестоносцы не беспокоили русские земли 11 лет.

Но в 1253 году они нарушили мирный договор и подступили к Пскову, но были отбиты псковичами и подоспевшими на помощь новгородцами. Но опять же ненадолго…

Рубцов Сергей Семенович.

Александр же продолжал княжить в Новгороде, оберегая русские земли от каких-либо набегов с запада. После смерти отца, в 1247 году он вместе с братом Андреем поехал в Орду к Батыю, чтобы получить разрешение на великое княжение.

Оттуда они были отправлены к великому хану в Монголию. Откуда вернулись на Русь лишь через 2 года с ярлыками на княжения.

В итоге Александр был признан «старейшим» среди русских князей: он получил Киев и «Всю Русскую землю», а владимирским князем стал Андрей.

Но Александр не поехал в Киев, сильно пострадавший и потерявший всякое значение после татарского разгрома 1240 года, и продолжал княжить в Новгороде.

Иллюстрация к мифу: кн.Александр Невский и хан Сартак в Орде. Филиппов Ф

Андрей не сумел поладить с татарами, а потому недолго покняжил во Владимире: в 1252 году против него были двинуты татарские войска. Он был разбит и бежал в Швецию. Во время этих событий Александр находился в Орде и получил ярлык на великое княжение Владимирское. С этого времени и до своей смерти он был великим князем Владимирским, оставаясь великим князем Киевским.

Обосновавшись во Владимире, Александр стал таким же оборонителем русской земли от татар, как ранее от шведов и немцев, но действовал иным путем: с одной стороны сдерживал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой - старался покорностью перед ханом доставить возможные льготы русской земле, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных.

Андрей же вскоре вернулся и сел княжить в Суздале, при посредстве брата получив прощение от хана.
Семирадский Г.И. Александр Невский в Орде.


Павел Корин. "Александр Невский".

Святой благоверный великий князь Александр Невский

https://ru.wikipedia.org

6 декабря - великий день для всех православных христиан. В это время каждый год великому русскому полководцу произносятся чудотворные молитвы, спасающие землю русскую даже после его смерти.

6 декабря русские люди и православная церковь отдают дань памяти святому благоверному князю Александру Невскому, известному великому полководцу, спасшему будущее Российского государства. Важным достижением Александра Невского стали мир и благополучие нашей земли.

Почему день памяти празднуется 6 декабря

Память Александра Невского чтят не только в России, но и в других странах православного и католического мира. По православному календарю днем памяти этого святого является 6 декабря, причем отнюдь не случайно. Как известно, Невский умер 14 ноября 1263 года, а похоронен был во Владимире 23 ноября того же года. По новому стилю это 6 декабря, поэтому именно в этот день празднуется торжественное погребение великого полководца.

В православии есть еще один важный день — это 12 сентября 1724 года, когда мощи спасителя русской земли были перенесены из Владимира в столицу России того времени — Санкт-Петербург. С того времени эта дата также считается православным праздником.

Как отмечают день памяти Александра Невского

Празднуется погребение Александра Невского молитвенно. В каждой православной церкви проводятся службы и литургии, которыми христиане отдают дань уважения святому Александру за его деяния, без которых не было бы той великой России, какую можно наблюдать на протяжении всей истории. Он не только спас русский народ от рабства и унижения, но и принял монашеский постриг под именем Алексий. Официально к лику святых причислили Александра Невского лишь в 1547 году.

Даже после смерти князь Александр оберегал Русь от недоброжелателей и от бед, являясь перед людьми во время пожара 1491 года. Также он помог князю Донскому одержать победу над Мамаем; в одну из ночей в церкви святого Димитрия некий монах бодрствовал и увидел, как две бестелесные фигуры подошли к гробу святого и начали молиться . Донской одержал разгромную победу над захватчиками.

День Александра Невского в 2015 году

Память о святом Князе увековечена названиями церквей в его честь во многих странах Европы, в иконах с изображением его лика, а также в молитвах, которые читаются дважды в году во всех православных церквях — 12 сентября и в предстоящий день, 6 декабря.

Как говорит история, многие больные или одержимые бесом люди, молясь в храме у мощей святого, исцелялись, что было истинным чудом, ведь только святые мощи способны вылечить тяжелую болезнь или недуг. Это показывает нам, что Александр Невский по праву может считаться святым хранителем земли российской, которая в 2015 году как обычно, 6 декабря, будет чтить его память молитвами во всех храмах. У любого желающего будет возможность посетить текущее место погребения — Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, или первоначальное место — Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.

Тропарь благоверного князя Александра Невского

Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Будьте сильны душой и встречайте беды и невзгоды с верой в Бога и в свои силы. Пусть праздник памяти святому Александру Невскому подведет вас к принятию правильных решений для вашего блага и блага ваших близких. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.12.2015 00:40

Рождество Христово - волшебный праздник, который отмечают во многих странах мира. Чтобы обрести поддержку и...

Отец его, Ярослав, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать — Феодосия Игоревна, рязанская княжна. Александр был их вторым сыном (старший сын князь Феодор скончался в возрасте 15 лет).

Детство Александра прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. В Спасо-Преображенском соборе Переславля был совершен княжеский постриг юного Александра (обряд посвящения в воины).

С ранних лет Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем 1236 году Ярослав уезжает в Киев, "посадив" своего сына, Александра, самостоятельно княжить в Новгороде.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава.

Начиналось трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались шведы и немцы. Чтобы дать отпор неприятелю, князь Александр возглавил русские войска. После высадки шведских войск при впадении реки Ижоры в Неву князь Александр с немногочисленной дружиной 15 июля 1240 года внезапно атаковал шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, обнаружив в бою исключительное мужество. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту победу народ назвал князя Александра Невским.

Победа усилила политическое влияние Александра Невского, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновений с которым он был вынужден покинуть Новгород. После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру Невскому представителей, в 1241 году он вернулся и быстро собрал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов (штурм Копорья и Пскова).

Зимой 1242 года Александр освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси.

Продолжал укреплять северо-западные границы Руси: послал посольство в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю (1256).

В отношениях с Золотой Ордой Александр Невский выступал как осторожный и дальновидный политик. В 1249 году он решительно отклонил предложение папы Иннокентия IV перейти в "латинскую веру" и заключить союз для совместной борьбы с татаро-монголами. Получив в 1252 году ханский ярлык на великое княжение Владимирское, Невский решительно подавлял мятежи против "численников" (против ордынской переписи) и сборщиков дани, предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот. Четыре раза ездил в Орду, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.

Скончался великий князь 27 ноября (14 по старому стилю) 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду.

Перед кончиной он принял схиму (монашеский постриг) под именем Алексий.

6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1263 года князь Александр Невский был погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. В 1380 году нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения.

Князь Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

12 сентября 1724 года мощи святого благоверного великого князя Александра Невского по повелению Петра Великого были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

В дореволюционной России 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского, 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского.

Святому Александру Невскому посвящены многочисленные храмы и за пределами России. Наиболее известные из них — Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Cегодня 12 сентября (30 августа по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Святителей Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), Патриархов Константинопольских. * Преподобного Александра Свирского (1533). * Благоверного князя Даниила Московского (обретение мощей, 1652). *** Благоверного князя Александра Невского (перенесение мощей, 1724). Собор святых Сербских просветителей и учителей.
Святителя Евлалия, епископа Кесарии Каппадокийской (IV). Преподобных Вриены в Нисивии (318); Сармата мученика (357); Христофора Римлянина (VI) и Фантина чудотворца в Солуни (IX). Мучеников Филика, Фуртуниана, Септимина и Ианнуария; 6-ти Мелитинских; 16-ти фивеян. Святителей Сербских: архиепископов Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338); патриархов Иоанникия (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659) и Григория епископа. Учеников преподобного Александра Свирского: Игнатия, Леонида, Корнилия, Дионисия, Афанасия, Феодора, Ферапонта Островских (XVI). Священномученика Петра (Решетникова) пресвитера, Пермского (1918); священномученика Павла (Малиновского) пресвитера и преподобномученицы Елисаветы (Ярыгиной) и мученика Феодора (1937); преподобномученика Игнатия (Лебедева) схиархимандрита (1938); святого Петра (Чельцова) исповедника, пресвитера Владимирского (1972).

Святые Александр, Иоанн и Павел

Святые Александр, Иоанн и Павел были патриархами в Константинополе. Св. Александр сначала был священником при св. Митрофане, епископе Константинопольском; после же его смерти заступил его место и сделан патриархом. Он присутствовал на I Вселенском соборе. Во время правления Константинопольской церковью ему приходилось бороться и с арианами, и с язычниками-философами, хотя сам он и не имел философского образования. Однажды в споре с самым мудрым из философов, обратись к нему, сказал: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать», - и тот сделался немым. Но когда мудрец выразил знаками свое заблуждение и правоту христианского учения и пал к ногам Александра, то язык его разрешился, и он уверовал во Христа, а с ним и многие другие, и крестился.

По молитве св. Александра был наказан еретик Арий. Арий согласился притворно вступить в общение с православными, как бы изменив свои убеждения. Св. Александр, провидя притворство еретика, не соглашался принять его в общение. Император Константин настоял, и назначен был день для принятия Ария. Всю ночь святой Александр молился Богу, чтобы Он или взял его душу, чтобы не видеть дня, в который Арий вступит в общение с Церковью, или не допустил еретика до этого. Настало утро; Арий торжественно шел в церковь, но вдруг почувствовал себя нехорошо: внутренности его были поражены болезнью, чрево расселось, и они вышли наружу. Арий умер. Скончался св. Александр в 340 г.

Иоанн был сыном бедных родителей, и отец готовил его к тому, чтобы быть честным ремесленником. Жил он у одного инока-подвижника, подражая ему в подвигах. Патриарх Евтихий, узнав о такой жизни Иоанна, посвятил его в диаконы великой Константинопольской церкви. За свое особенное воздержание Иоанн скоро получил название постника. Узнав о своем избрании в патриархи, он хотел спастись от высокого и ответственного назначения бегством, но был удержан видением свыше. Кроме подвига постничества, св. Иоанн отличался щедростью к бедным. Скончался он в 595 г. По смерти найдены были у него только деревянная постель, льняная сорочка и ветхая верхняя одежда.
Св. Павел, родом кипрянин, был поставлен в патриархи при императоре-иконоборце Льве Копрониме. Он был человек очень добродетельный и благочестивый, но боязливый.

Видя, что многих православных подвергают мучениям за иконопочитание, он скрывал свое православие и, против воли, имел общение с иконоборцами. После смерти Копронима он хотел было восстановить иконопочитание, но не мог найти помощников себе, потому что иконоборство было еще в большой силе. Тогда, видя, что не может принести пользы Церкви, он решил оставить патриарший престол, удалился в монастырь и скончался схимником в 784 г.

Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского

Святой князь происходил из рода просветителя земли русской, св. равноапостольного князя Владимира. Отец его - великий князь Ярослав, мать - св. Александра, в инокинях Феодосия.

Святой Александр родился в 1220 г. С самого раннего возраста стало заметно его благочестие и особенная любовь к Богу. Детские забавы и мирские речи не занимали его. Любимым занятием святого князя было чтение Священного Писания и писаний святых отцов и учителей Церкви. Слух его искал только церковных песнопений, и потому он любил часто посещать храм. Он был характера кроткого и смиренного. Достигши совершеннолетия, святой князь женился на дочери князя Полоцкого. При управлении заботился только о том, чтобы самому творить суд правый и чтобы все сподвижники его отличались правосудием и милосердием.

В его время русские находились под игом татар; кроме того, соседние народы, литовцы и немцы, много тревожили их. Поэтому у святого князя было немало заботы и труда, чтобы ладить с татарами и отражать врагов. Господь Сам помогал ему за его благочестие. С небольшим войском он поразил страшную силу шведов на реке Неве, за что и получил название Невского. Перед началом войны один благочестивый воин видел корабль со святыми Борисом и Глебом и слышал следующие их слова: «Пойдем поможем сроднику нашему Александру». А когда святой князь сражался с немцами, то по его молитве явился полк небесных воинов и помог его войску поразить врагов. Наслышавшись о князе, гордый татарский хан Батый пожелал видеть его и вызвал к себе.

Св. Александр, получив вместе с благословением напутствие епископа в случае нужды принять мученический венец, смело отправился к хану. Татарские жрецы требовали от него поклониться солнцу и огню перед представлением к хану. «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари, я кланяюсь Творцу всего сущего». Жрецы донесли об этом хану, но он велел не принуждать князя к поклонению. Вступив в шатер, св. Александр поклонился хану и сказал: «Тебе кланяюсь, царь, потому что Сам Бог почтил тебя царством; твари же не поклоняюсь, потому что она создана для человека». Хан похвалил мужество князя и с честью и дарами отпустил его. Св. Александр добился, что татарский хан освободил русское духовенство от податей. Великие труды и заботы скоро изнурили святого князя, и он очень рано, на 44 году жизни (в 1203 г.) скончался на пути в столицу из Орды. Перед смертью святой князь принял схиму с именем Алексий. Погребен был во Владимире. Когда при погребении хотели разогнуть его руку, чтобы вложить в нее разрешительную грамоту, он сам, точно живой, простер руку и принял грамоту.

В 1491 г. пожаром уничтожена была церковь, где почивали мощи святого князя, но сами мощи остались невредимы. В 1724 г., сделав столицей Санкт-Петербург, основанный на берегах Невы, которые прославлены по-бедой святого князя над шведами, император Петр I перенес его святые мощи из Владимира сюда, в Александро-Невскую лавру.

Преподобный Александр Свирский

Преподобный Александр Свирский называется так потому, что основал монастырь близ реки Свири. Родился по молитвам родителей, живших в Олонецкой губернии. Когда начал учиться, то плохо успевал. Это очень огорчало его, и он со слезами молился Богу о помощи.

Однажды после молитвы Александр услышал голос: «Встань, что просил, получишь», - и с этого времени начал учиться хорошо. Вместо свойственных детскому возрасту игр проводил время в молитве и соблюдал пост. «Зачем ты так изнуряешь себя?» - со скорбью говорила ему мать. «Не отклоняй меня от приятного мне воздержания», - отвечал матери юноша Александр. Родители предлагали ему вступить в брак, но он отказался.

Однажды, когда в доме родителей были валаамские иноки и рассказывали о своей обители, он хотел оставить родительский дом и идти с иноками на Валаам, но те сказали: «Нам не велит игумен отнимать детей у родителей и приводить в монастырь. Подожди, Сам Господь устроит путь твой». Когда же исполнилось ему 26 лет, он поступил в иноки на Валаам, где, прожив 13 лет, удалился в указанное ему свыше уединение в шести верстах от Свири. Тут Александр семь лет провел в великих подвигах, не вкушал хлеба, а питался травой. Он заболел желудком от такого воздержания, но святой ангел, явившись в виде человека, возложил на него руку и исцелил его. Злые духи всячески пытались выгнать его из пустыни. Затем стали собираться к нему любители иноческих подвигов. Сначала все они жили отшельниками, но потом св. Александр основал монастырь.

Сделавшись игуменом, он не изменил строгости к себе, но усугубил свои подвиги; первым выходил на работу и трудился больше всех; спал на голой доске или сидя. Пищу вкушал однажды в день, и то немного. Одежду носил ветхую, со смирением переносил насмешки и оскорбления по поводу такой одежды. Никого не обличал сурово. Господь еще при жизни прославил св. Александра: удостоил его дара чудотворения и прозорливости. Он удостоился видения Пресвятой Богородицы в воздухе над монастырской церковью. Пресвятая Дева обещала ему, что покров Ее всегда будет над его обителью. Скончался св. Александр в 80 лет в 1533 г. Мощи его открыты в 1643 г.

Сегодня православный церковный праздник:
Завтра:
Ожидаются праздники:
20.03.2020 -
21.03.2020 -

Церковь празднует память благоверного великого князя Александра Невского:
12 сентября -перенесение мощей
6 декабря (см. житие )

Этот праздник призывает нас задуматься о нашей духовной и исторической жизни, ощутить себя не только христианами, но христианами Русской Православной Церкви.

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий) скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переславле-Залесском (Житие благоверного князя см. ).
Почитание благоверного князя началось сразу же после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве, ибо было ознаменовано чудо. Когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», – пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Так прославил Бог угодника Своего.

Незримое присутствие его отчетливо ощущается во многих событиях - и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны.
Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, "икону Святый Александр".
Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников».

«После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи благоверного князя были обретены нетленными после Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.и тогда же установлено местное празднование.
Уже с XIV века к молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы обращались накануне сражений с врагом и во все последующие времена.
Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига.

Официальная канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно.
В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук. Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра.
В чудесном видении князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.
Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

И хотя общерусское почитание святого началось задолго до императора Петра, именно при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых.
Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского - будущей Александро-Невской лавры.
30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября, а 30 августа 1724 года были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа/12 сентября по новому стилю.

С этого момента князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также великим предшественником Петра. Император приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя». Таким образом, в XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи.
Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой – подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер. Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого.

В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома, во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и храмов.
На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен.

Но если бы служение его было связано только с победами, а свои победы он одержал в Невской битве, когда ему было всего лишь 20 лет, а в битве на Чудском озере, когда ему было всего лишь 22 года, если бы он таковым молодым отважным полководцем и остался в истории Руси, наверно, не суждено было бы ему стать святым, ибо главные свои победы одерживал и претерпевал он в своей дальнейшей жизни, о которой мы, как правило, очень мало размышляем.

Вспомним тот аспект его жизни и служения, который нередко укрывается от нашего взора.

В 22 года он стал одним из самых знаменитых князей русской истории. Страна, только что потерпевшая страшное поражение от монголов, в его лице одержала две блистательные победы.
Величие святого Александра Невского было столь очевидно, что даже Рим признал в нем самого сильного, самого могучего русского князя и направил к нему своих послов, предлагая ему коронацию от папы Римского и императорский титул в обмен на выражение своей верности Риму.

И было от чего возгордиться молодому человеку: он, действительно, не имел равных себе среди всех русских князей, и перед ним открывалась замечательная перспектива стать одним из немногих европейски признанных русских государей. Но его безпокоила судьба Руси. И не просто судьба Руси, ибо судьба Руси на многие десятилетия была предрешена монгольским завоеванием, избавиться от которого у русского народа тогда не было сил.
Его безпокоила прежде всего судьба православной веры. Он готов был повернуть свое оружие и против монголов, если бы была надежда на какую-то реальную победу. Он взял бы себе в союзники, возможно, и европейских рыцарей, если бы была надежда на то, что их помощь России будет действительно значительной, и что они не потребуют взамен от русских православных христиан отказаться от их православной веры. Но такой надежды не было, и будучи еще совсем молодым государственным деятелем, святой Александр Невский понял это.

И на слова посланников: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем», князь Александр отписал к нему знаменитый ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем». Они же возвратились восвояси».

В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны.
Не мог Александр пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза). Принятие унии - даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении - на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче (где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века) наглядно доказывало это.

Так князь Александр избрал для себя иной путь - путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью - пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, - так и для самой Руси.

Он решился поступить так, как, наверное, ему было поступить труднее всего. Он решился не поднимать своего меча против монголов, но решился силой своего смирения, преклонением своих колен пред монгольским ханом спасти Русскую землю от новых опустошительных набегов. И вся дальнейшая жизнь великого победителя шведов и немцев, единственного русского князя той эпохи, который увенчал себя значительными военными успехами, стала жизнью государя, который приносил себя, свое доброе имя, свое мирское благополучие в жертву во имя того, чтобы спасти свой народ.
Его главное государственное дело заключалось не в битвах, в которых он одерживал победы, его главное государственное дело заключалось в том, что он не менее пяти раз ездил в Орду и, стоя на коленях перед монгольскими ханами, молил, их о том, чтобы они не облагали Русь еще более тяжелой данью, нежели та, которая была наложена на нее, чтобы они воздерживались от новых опустошительных набегов на нее.

Делал святой Александр Невский это не по слабости, но по силе, не по трусости, но по великой духовной отваге, ибо знал: попытка поднять оружие против монголов обречет Русь на новые жертвы, на новое кровопролитие.
И многие современники не могли понять, что делает этот странный князь, этот молодой герой, почему он вдруг превращается в смиренного просителя за Русскую землю вместо того, чтобы поднять за собой народ на борьбу с монголами. И многие, даже близкие родственники, братья называли его изменником, обвиняли его в трусости, упрекали его в корысти, в желании с помощью монголов укрепить свою власть над Русью.

И, может быть, это было самое страшное испытание для него, ибо для князя, для государя гораздо легче было погибнуть величественно на поле брани, нежели годами нести на себе клеймо отступника и предателя, нести это клеймо и знать, что он продолжает осуществлять, может быть, самое главное и необходимое тогда для России служение - служение во имя ее спасения. Ибо святой Александр Невский знал одно: «да, Орда захватила Русь, да поработила русский народ, но она не порабощала души этого народа.
Александр Невский отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю. Все разрушено, но надо силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».

А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божиим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов на Неве.
Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Какие слова! Какая сила!»

Православная Церковь при монголах не подвергалась никаким гонениям, а возможность гонений на Русскую Церковь со стороны католического Запада была тогда весьма велика. Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов и удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.
И вот во имя спасения Церкви, в сохранении которой он видел залог возрождения будущей Православной Руси, он брал на себя бремя унижения.

При жизни святой Александр Невский не вкусил большой славы, хотя слава его началась уже в ранней юности. Большую часть своей жизни он воспринимался как князь-предатель и князь-отступник - многими, но не всеми. Уже тогда находились люди, которые понимали, что русский государь делает единственно возможное в этих трагических исторических обстоятельствах дело.
Он это дело делает, может быть, самым трудным образом, и слова, которыми много веков позже святой патриарх Тихон определил свое служение: «Пусть имя мое погибнет для истории, лишь бы Церковь была жива», - эти слова стали за много веков до патриарха Тихона принципом жизни святого благоверного князя Александра Невского.

И вот в этой удивительной способности принести в жертву свое славное имя, отказаться от очень ярких, очень завораживающих посулов мира сего: стать коронованным императором Руси, приняв корону из рук папских легатов - заключался главный подвиг святого благоверного князя Александра Невского, подвиг очень трудный, ибо отец его был отравлен монголами, и самому ему пришлось принять смерть во время возвращения из Орды, и до сего времени существует мнение о том, что его ранняя смерть в 1263 году стала результатом его отравления монголами.

Он погиб не на поле брани военной, но на поле брани политической, от исхода которой зависела тогда судьба Руси. Он думал только о Руси и жил только Русью и ради нее был готов жертвовать всем: не только своей земной жизнью, но и своим добрым именем.
И блаженная кончина святого Александра Невского, которой предшествовало пострижение в схиму, стала моментом, когда Русь признала в нем не просто великого государственного деятеля, но одного из своих великих святых.
Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван.

По слову митрополита Кирилла князь Александр Невский «боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода.
Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что мы нуждаемся в том, что творил князь Александр Невский. И сегодня для нас его образ, который являет нам идеал русского государственного человека, должен стать определенного рода путеводной звездой, когда мы размышляем об исторической судьбе России».

Святые – это люди, прославленные Самим Богом. И если Господу было угодно прославить в веках Своего угодника благоверного князя Александра Ярославича, то в этом есть глубокий смысл. Ибо, подражая святым, мы приближаемся к Богу.
Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что «угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, будем творить во имя Господне, прославляя Бога в душах наших».

"Радуйся, святый благоверный великий княже Александре".

Тропарь, Глас 4
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.

Кондак, Глас 8:
Яко звезду тя пресветлую почитаем, от востока возсиявшую, и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши, и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне. Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии, моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих, и верно вопиющия ти: радуйся, граду нашему утверждение.

Величание
Величаем тя, святый благоверный княже Александре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва Святомy Благовеpномy Великомy князю Александpy Hевскомy
(в схиме Алексию)

Скоpый помощниче всех yсеpдно к тебе пpибегающих, и теплый наш пpед Господем пpедстателю, святый благовеpный великий княже Александpе!
Пpизpи милостивно на ны недостойныя, многими беззаконми непотpебны себе сотвоpившия, к pаце мощей твоих ныне пpитекающия и из глyбины дyши взывающия: ты в житии своем pевнитель и защитник пpавославныя веpы был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богy молитвами непоколебимы yтвеpди.

Ты великое возложенное на тя слyжение тщательно пpоходил еси, и нас твоею помощию пpебывати коегождо, в неже пpизван есть, настави. Ты, победив полки сyпостатов, от пpеделов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых вpагов низложи.
Ты, оставив тленный венец цаpства земнаго, избpал еси безмолвное житие, и ныне, пpаведно венцем нетленным yвенчанный, на небесах цаpствyющи, исходатайствyй и нам, смиpенно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечномy Цаpствию Божию шествие неyклонное yстpой нам.

Пpедстоя же со всеми святыми пpестолy Божию, молися о всех пpавославных хpистианах, да сохpанит их Господь Бог Своею благодатию в миpе, здpавии, долгоденствии и всяцем благополyчии в должайшая лета,
да пpисно славим и благословим Бога, в Тpоице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Дyха, ныне и пpисно и во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЖЕ АЛЕКСАНДРЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Составлено по материалам:
http://www.pravoslavie.ru/put/48583.htm
http://www.patriarchia.ru/db/text/908524.html