Гоман дацан индия. Тибетские монахи монастыря дрепунг гоман, ритуал будды медицины, центр открытый мир

В этом году отмечается 110-летие со дня рождения великого буддийского монаха кенсура Агван Нимы. Он родился в местности Дабаты Заиграевского района, и всю жизнь служил Учению Будды.

Он был настоятелем Гоман дацана. Недавно были обнаружены уникальные кадры с его участием. Об истории его жизни в сюжете Ч.Дамдиновой.

Это черно-белое видео нашли во Франции. Точная дата съемки не известна. На кадрах кенсур Агван Нима дает лекцию студентам Гоман дацана. За свою жизнь он написал несколько книг, одна из них «Комментарии к трудным местам логики Дхармакирти».

Тенпа Цеван - монах (Непал), студент Гоман дацана в 70-е годы (Индия):

- Он был очень строгим, требовательным учителем. Но вместе с тем сострадательным, помню, когда кто-то часто болел и не мог постоянно заниматься, он советовал служить в монастыре, выполнять работу в хозяйстве, говорил, это продлит вам жизнь, и действительно, те люди прожили очень долго.

Так получилось, что о нем больше знают за границей, чем на родине. Агван-Нима лама помогал в изучении буддийской философии многим, кто приезжал за тысячи километров. У него много выдающихся учеников, ставших Учителями в Америке, Новой Зеландии и Европе. На этом фото рядом с ним юная Розмари, говорит, это был непростой человек, который буквально родился в рубашке.

Розмари Паттон - руководитель буддийского центра во Франции:

- Когда были роды он вышел из чрева в плаценте, мать очень испугалась, подумала что он без головы родился, оказалось это счастливый знак - когда он начал ходить он пошел, сразу к алтарю, к статуе Будды, потом с 5 лет начал осваивать грамоту, его мама учила его.

В 7 лет Агван Цыдыпдоржин уже знал тексты защитников Балдан Лхамо, Гомбо и Чойжал. Его непростые способности заметил Агван Доржиев. Из Шулутского дацана он отправил юного хуварака в тибетский Дрепунг Гоман. За 16 лет обучения, несмотря на все трудности, без какой-либо материальной поддержки, он достиг звания Геше. Все свои годы он неустанно давал лекции, в том числе по поручению Далай ламы 14-го на Западе. В 1978-м его выбрали на должность Хамбо ламы Гоман дацана.

Содном Будатаров - исследователь биографии Кенсур Агван Нимы:

- Монахи жили очень плохо, очень тяжело, в тяжелейших условиях и он в частности благодаря своим ученикам. Он сумел не просто возродить Гоман дацан, но и создать прочную основу для развития. Он был строгим приверженным учителем, его слова: если вы не прочитали две строчки Ламрима, то день прожит зря.

Кенсур Агван Нима скончался в 1990 году в Индии, до последних дней своей жизни он практиковал учение Будды о ясном свете. И только спустя 6 лет после смерти, на родине вышла его автобиография «Переправа через реку Сансары».

Оператор: Бальжинима Дамбаев

Другие публикации рубрики

Все свежие новости

День российской молодежи. Чествование студентов, окончивших ВУЗы и ССУЗы с красным дипломом

Учиться хорошо, учиться с удовольствием вот жизненный принцип студентов окончивших учебные заведения на отлично. 101 выпускник ССУЗов и ВУЗов Бурятии приняли участие в торжественной церемонии чествования и вручения красных дипломов в рамках Дня российской молодежи. Такая церемония в Улан-Удэ проводится во второй раз.

В рамках празднования Дня молодёжи Глава республики провёл встречу с активной молодежью

Глава Бурятии провёл встречу с активными представителями студенчества, КВН-движения, волонтёрами. Алексею Цыденову рассказали об успехах на "Студенческой весне", поделились проблемами и своими пожеланиями.

В Закаменске теплосети не планировалось готовить к зиме

Износ коммуникаций составляет 70%, и чтобы отопительный сезон прошел безаварийно, летом их необходимо вскрывать и ремонтировать. Однако ресурсоснабжающая компания этого не сделала.

Центральный аппарат СКР России будет вести уголовное дело по факту аварийной посадки АН-24 в Нижнеангарске

Такое поручение дал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин для наиболее полного, объективного и оперативного расследования авиакатастрофы в Бурятии, сообщили в пресс-службе ведомства.

Из Индии в Туву собирается делегация Университета Дрепунг Гоман дацана по приглашению Председателя Республики Тыва Шолбана Кара-оола для проведения буддийских ритуалов в кожуунах республики в течение 18 дней. Возглавляет делегацию геше-лхарамба (доктор буддийской философии) университета Тензин Дамчое (Отог ринпоче). Ученые ламы прибудут из Дели 19 августа в Москву, здесь их готовятся встретить сотрудники Полномочного представительства Республики Тыва. Затем они 22-го вылетят через Красноярск в Кызыл.

Монастырь Таши Гоман дацан является одним из семи факультетов монастырского комплекса Палден Дрепунг в южной Индии, который был основан в 1416 году одним из ближайших учеников Дже Цонкапы, Жамьянг Чойже (1379-1449).

Название Таши Гоман в переводе означает «благоденствие» — Таши, «многодверный» — «Гоман». Многодверный — потому, что в нем изучали и понимали смысл сутр, опираясь на множество методов и мудрости. Благоденствие — так как была заложена добрая традиция тщательного изучения трактатов. Также существует версия, что такое название дацан получил благодаря монахам, которые достигли понимания пустотности и могли входить и выходить в храм сквозь стены словно через открытые двери.

В конце 1959 года в местности Багса, что в северо-восточной Индии, был открыт первый монастырский комплекс, куда собрали всех тибетских монахов. На тот момент общину Гомана составляли сто с небольшим лам, которые смогли бежать из Тибета. В то время настоятелем дацана был избран геше Лобсанг, родом из Калмыкии. Из-за тяжелых климатических и физических условий умерло много людей. Позже индийским правительством было выделено новое место для постройки монастыря в штате Карнатака. В 1969 году монастырь переехал на новое место, где располагается и поныне.

Давние исторические отношения связывают народы Тувы, Бурятии, Калмыкии и Монголии с Дрепунг Гоман дацаном, который является для них коренным монастырем и его университет традиционно обучает монахов из этих регионов. Сейчас в Дрепунг Гоман дацане, в котором всего более двух тысяч послушников, учатся около 20 монахов из Тувы, 15 монахов из Калмыкии, около 40 из Бурятии, монгольских же студентов больше всего — приблизительно 120 человек. Для монахов из Тувы и Калмыкии благодаря помощи их земляков построены отдельные общежития. Тувинское общежитие было построено в основном на щедрые пожертвования одной анонимной последовательницы буддизма из Тувы, понимающей важность укрепления монашеской общины в Туве.

Тувинская поездка монахов Дрепунг Гоман Дацана пройдет в рамках их второго тура по российским территориям. В программе по республике их будут сопровождать члены Объединения буддистов Тувы — тувинские ламы. Затем гостей из Индии ждут буддисты Бурятии, Иркутска и Агинского округа. В центральной России визита монахов прославленного Дрепунг Гоман монастыря с нетерпением ждут буддийские общины в Ростове, Санкт-Петербурге и Москве.

Монастырь Таши Дрепунг Гоманг Дацан является одним из семи факультетов старейшего монастырского комплекса Палден Дрепунг, который был основан в 1416 году в Тибете. В конце 1950-х годов, разрушенный в Стране снегов монастырь был восстановлен в северо-восточной Индии. С 1969 года и по сегодняшний день Гоманг Дацан располагается в индийском штате Карнатака, в окрестностях города Мунгод (около 60 км от агломерации Хубли-Дхарвад). В монастыре функционируют факультеты (дацаны) Гоман и Лоселинг, в которых учатся около пяти тысяч монахов .

Монастырь делится на 16 канценов, т.е. общин - землячеств. Возглавляют их старосты общин, которые следят за дисциплиной и за бытом монахов внутри землячеств. Все монахи монастыря относятся к одному из 16-ти канценов- землячеств. Обучение в Гоманг Дацане длительное – 16 лет и состоит из 16 курсов. Система образования проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где изучают пять главных предметов буддийской философии такие как: Цадма, Парчин, Ума, Дзод, Дульва, которые полностью охватывают путь Сутр.

Давние исторические отношения связывают народы Тувы, Бурятии, Калмыкии и Монголии с Дрепунг Гоман дацаном. В нем традиционно существует большая община, представляющая монголоязычные народы (тиб. согпо), в том числе российских бурят, калмыков, а также тувинцев. Сейчас в Дрепунг Гоман дацане обучается более двух тысяч послушников, выходцев из стран СНГ и Монголии.

Среди людей, прославивших Гоман дацан, есть наши соотечественники, это наставник и советник 13-го Далай-ламы, Цанид-хамба Агван Доржиев (1854-1937), кенсур Агван Нима (1907-1990) и Галсан Легден были настоятелями Гомана, Тубден-Нима, был настоятелем Дульва дацана-факультета Винаи.

В рамках проекта «Дни тибетской культуры» монахи из крупнейшего буддийского монастыря-университета Дрепунг Гоман неоднократно посещали Новосибирск. Все эти события были организованы волонтерской группой http://vk.com/tibetdni

В 2010 г. в Краеведческом музее была построена мандала Будды Медицины,

http://vk.com/video-22793585_159824999?hash=d6ed5a96df370e1c

в 2011 г. в Доме ученых Академгородка - мандала Зеленой Тары,

http://event-nsk.ru/484-dni-buddiyskoy-kultury-2011.html

в 2012 г. в ТЦ Манхеттен – мандала Манджушри,

http://event-nsk.ru/491-dni-tibeta-v-novosibirske.html

в 2013 г. в Российско-немецком доме – мандала Пяти будд.

http://event-nsk.ru/478-dni-tibetskoy-kultury-2012.html

в 2015 г. Фрунзе-4 -Мандала Калачакры http://vk.com/tibetdni

Фотоотчет из монастыря Дрепунг (Гоман-дацан) digadog wrote in June 22nd, 2012

В начале 2012 года направил научную экспедицию в Индию для изучения феномена буддийского паломничества. В фокусе исследования исследователей оказалось не только паломничество с целью посещения святых для буддистов мест. Гораздо раньше из Бурятии в Индию началось паломничество учебное. Что же представляет собой буддийское монастырское образование и почему самые упорные хувараки едут за ним так далеко?



По словам участника экспедиции Николая Цыремпилова, «в тибетском буддизме традиции Гелук особый упор делается на логическом мышлении и знании классических текстов. В ранний период своей истории буддизм был лишь одной из многочисленных религиозно-философских систем Индии, и истинность постулатов своей религии буддистам приходилось отстаивать в горячих дискуссиях. От монахов требовалось умение с помощью безупречной логической аргументации доказывать свою правоту и ошибочность взглядов оппонентов».

Так зародилось буддийское образование, в котором наряду с логикой требуется знание классических текстов. Последующие этапы своей истории буддисты все меньше сталкивались с необходимостью защищать свои взгляды, и философские диспуты стали эффективной образовательной методикой. В тибетских монастырях, воссозданных беженцами на юге Индии, уровень религиозного образования поддерживается на чрезвычайно высоком уровне. Без овладения искусством аргументации и заучивания наизусть обширных текстов, получение монастырского образования невозможно.
В 1996 году несколько первых бурятских юношей, учившихся в различных дацанах Бурятии, прибыли в Индию, чтобы, как и их знаменитые предки, начать обучение в лучших религиозных школах буддийского мира. Сегодня эти ребята вспоминают первые годы своей жизни в индийских тропиках с ностальгией, ведь для многих из них все теперь позади: и мучительное привыкание к изнуряющей жаре, к бесконечным летним дождям, к тяжелым болезням и к напряженной учебе на чужом языке.

Но тогда многие не выдерживали всех этих разом обрушившихся на их молодые головы трудностей. Кто-то не смог вынести климата, а кто-то не выдержал академических требований. Тем же, кто остался, во многом помогла поддержка тибетцев, среди которых все еще была жива память о старых бурятских ламах, которые когда-то были их учителями.

В 20-х годах XX века знаменитый бурятский лама Агван Доржиев отправил несколько молодых ребят в Тибет постигать премудрости буддийского учения. После того, как до них дошли слухи о тотальном уничтожении буддизма на их родине и трагической смерти их учителя, они поняли: назад дороги нет. Через десятилетия учебы, не имея поддержки со стороны родных и близких, бурятские монахи достигли вершин буддийской учености. Ацагатский Тубден Нима стал главным блюстителем монашеской нравственности в крупнейшем из монастырей Тибета - Дрепунге; тункинский Легден пользовался почтением за свои глубокие познания в буддийской логике и был приглашен занять престол настоятеля знаменитой гоманской школы. И, наконец, Агван Нима, как и его соратники, получил высшую ученую степень тибетско-буддийского мира - геше-лхарамба. Два первых геше трагически погибли в годы культурной революции. Геше Агван Нима вслед за Далай-ламой бежал в Индию, где на его плечи выпала миссия спасения буддийского знания в среде тибетских беженцев. Он дожил до преклонного возраста и ушел в мир иной всего за несколько лет до того, как новое поколение бурятских хувараков приехало в Индию за тем же, за чем прибыл в Тибет и он несколькими десятилетиями ранее.
По единодушному признанию бурятских хувараков, то, что их хорошо приняли в Гомане, объясняется тем, что в те годы память о бурятских ламах была еще жива.

Тибетцы посчитали священным долгом принять и помочь юным землякам геше Агван Нимы на новом месте. Через шестнадцать лет первые два бурятских монаха нового поколения - Бадма Мархаев и Дымбрыл Дашибалданов - получили высшую монашескую ученую степень геше, продолжив линию преемственности от прошлых бурятских учителей. Символично и то, что многие из этих ребят первого гоманского набора теперь возвращаются на родину, чтобы поднять уровень буддийского образования в бурятских дацанах.

Бадма-лама вспоминает первого тибетского учителя, которому администрация дацана доверила заботу о бурятских юношах: «Этот учитель посвящал нам все свое время. Он учил нас говорить по-тибетски, помогал в учебе, а если кто-то заболевал, то жил с нами в госпитале, ночуя прямо на полу. Нас тогда очень впечатлило его самоотречение, и мы до сих пор испытываем к нему огромную благодарность».

В первые годы у бурятских студентов еще не было своего хозяйства и кухни, а потому питались в монастырской столовой. Со временем при поддержке Хамбо-ламы Аюшева ребята стали сами закупать для себя все необходимое и установили дежурство на своей кухне. По словам студента из Кяхты Нацагдорж-ламы , БТСР ежегодно аккуратно перечисляет необходимую сумму для содержания студентов.

Утро для студентов начинается еще до восхода.

В предутренней тишине один за другим раздаются мерные голоса монахов: они готовятся к очередному уроку, во время которого учитель должен проверить, насколько твердо студенты запомнили очередную порцию текстов. К 6 часам монахи собираются на утреннюю службу, а после ее завершения начинаются занятия с учителями. Все уроки проходят исключительно на тибетском языке, и для молодых хувараков восприятие материала является самой большой проблемой. Нацагдорж-лама, приехавший учиться в Индию 5 лет назад, вспоминает, как сложно ему давался материал в первые годы: «Тяжелее всего в весенние месяцы. Стоит невыносимая жара, и голова просто отказывается думать. Но есть четкое понимание, что стоит расслабиться и отстать от программы, догнать будет уже невозможно. Приходилось учиться, стиснув зубы, несмотря на жару, на языковой барьер и тоску по дому. И тут нам на помощь всегда приходят старшие. После каждого урока они разъясняют нам трудные моменты по-бурятски. Без этой помощи пришлось бы тяжело».

Но самым первым бурятским студентам объяснять материал на родном языке было некому. Им приходилось учиться вдвое больше, чем тибетцам. Многие не выдержали такого напряжения и возвратились на родину. Остались самые стойкие и здоровые. Ведь зачастую, даже при наличии железной воли и стремления к знаниям, непреодолимой преградой становятся болезни. Бадма-лама вспоминает, как во время сезона дождей, у ребят выступали нарывы на коже. Не помогали всевозможные мази и снадобья. Кто-то «цеплял» гепатит или даже туберкулез. И все же главным испытанием всегда есть и были высокие академические требования.

Во второй половине дня на площадке перед главным соборным зданием начинаются диспуты.«После монотонного заучивания текстов, говорит Эрдэм-лама, — диспуты для студентов это что-то вроде умственного развлечения. Это как увлекательная игра, во время которой нужно очень быстро думать. Интеллектуальные поединки так захватывают, что иногда студенты не замечают, что наступила глубокая ночь».