Кто такие гении, и что говорит о гениальности психология. Что такое гениальность? Соотношение понятий "одаренность", "талант", "гениальность"

Периодически можно услышать о гениальности того или иного человека. Иногда это бывает преувеличением, но порой соответствует истине. Есть ли какие-то критерии, которые определяют, что такое гениальность? Как распознать, что перед нами настоящий гений? Можно ли развить это качество, либо гениями становятся только от рождения? Вообще, гениальность – это хорошо или плохо? Возможно, ее значение для общества сильно преувеличено? Легко ли живется таким людям? Бывают ли гениальные дети или это качество развивается только у взрослых людей? Поищем ответы на эти вопросы.

Что такое гениальность?

Гениальность - это высшая степень проявления творческого или интеллектуального потенциала. В отличие от гениальность узконаправлена и развивается, в основном, только в одном из направлений. Очень часто срабатывает компенсаторный эффект. По принципу, если где-то очень много, значит в чем-то другом – мало. Гении бывают неприспособленными к реальной жизни людьми. Если поставить на чаши весов талант и гениальность, то лучше все-таки выбрать первое. Лучше быть разносторонне развитой .

С другой стороны, гении мыслят совершенно не так, как принято в обществе, потому то, что могло бы огорчить обычного человека, не вызовет у них негативных . Они будут настолько увлечены успехом в своей сфере, что могут не замечать что-либо другое. Получая моральное удовлетворение от того, что они смогли создать очередные гениальные изобретения, они даже не задумаются, почему так сложно найти общий язык с простыми людьми, особенно с представителями противоположного пола.

Талант и гениальность – это разные степени развития . Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне. Талант – в виде задатков или , а гениальность – как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать не возможно.

Кто такие гениальные дети?

Многие родители хвалят своего ребенка за хорошие оценки, называя его «ты наш маленький гений». Если бы они задумались над сказанным, то взяли бы свои слова назад. Гениальные дети очень часто вырастают в неудачливых взрослых, с регулярной , целой армией «тараканов» в голове.

Гениальность – это сложное бремя даже для взрослого, не говоря уже о ребенка. Ведь такие люди, кроме сверхчеловеческих способностей, очень часто с очень ранимой натурой.

В детском возрасте намного сложнее справиться со «звездной болезнью», и уж тем более сложнее пережить внезапное «падение». Гениальные дети –это большое испытание для их семей, поскольку менее гениальным родителям бывает сложно понять своих вундеркиндов. А непонимание в семье откладывает свой отпечаток на всю жизнь. Хотя, встречаются счастливые истории, которые вдохновляют.

Как распознать гения?

Четких критериев, показывающих гениальность, не существует, но все-таки можно говорить об определенных закономерностях, присущих таким людям. Гении с уникальным восприятием мира, своеобразным отношением к привычным вещам. Они могут даже не заметить то, что на бытовом уровне выведет из равновесия другого человека. Но что-то необычное заставит их впасть в настоящую депрессию.

Например, гениальные дети совершенно не расстроятся, если им не купят какую-то игрушку, зато надолго потеряют , узнав, что опровергнута теория Эйнштейна.

Основные признаки гениальности:

  • Всестороннее рассмотрение любого вопроса и глубина мысли;
  • Визуализация мышления;
  • Склонность к постоянному экспериментированию;
  • Сочетание несочетаемого;
  • Умение видеть аналогии и метафоры;
  • Развитая ;
  • Специфическое ;
  • Не останавливаются в тупиковой ситуации, всегда ищут выход.

Но сразу оговоримся, что это распространяется только на выбранную деятельность. В обычной жизни такие люди могут не замечать очевидного. Поэтому, корректно выделить несколько видов гениальности.

Виды гениальности.

Чтобы проще было распознать гениальность, следует понимать, какие формы она может принимать:

  • Практическая – «золотые руки», умение мастерить, чинить, конструировать, создавать что-то новое;
  • Научно-академическая – «светлый ум», успехи в учебе, научно-исследовательской деятельности;
  • Бытовая – редкий вид гениальности, помогающий ориентироваться в жизни;
  • Спортивно-физическая – высокий уровень силы, координации, баланса, ловкости, гибкости, выносливости;
  • Творческая – и умение ее воплощать, реализация в творческом процессе;
  • Эмоциональная – умение понимать других, чувствовать и сочувствовать, развитая ;
  • Предпринимательская – самый интересный для многих вид гениальности, позволяющий буквально притягивать к себе деньги.

Также имеют место две разновидности гениальности, связанные с масштабами ее воплощения. В первом случае, речь идет о людях, которые очень быстро переключаются от одного поиска на другой, все время оставаясь открытыми для чего-то нового. Во втором случае, жизнь гения тесно связана с одним трудом, который он будет оттачивать и совершенствовать до последних своих дней.

Можно ли развить гениальность?

Вопрос развития гениальности у себя или своего ребенка вызывает сомнения, но все-таки, если кому-то это нужно, рассмотрим, как это сделать. Хоть гениальность и закладывается генетически, но отрицать роль окружения в ее развитии тоже не стоит. Главное, делать это добровольно, без насилия над личностью. Ведь гениальные дети должны появляться по своему выбору, а не прихоти родителей. Иначе можно сломать ребенку жизнь и отобрать будущее.

Хорошие способы развить гениальность – усиленное совершенствование в своем направлении, постоянный выход из зоны комфорта и общение с другими талантливыми коллегами «по цеху». Приемы простые, но очень эффективные.

Сложно сказать, что такое гениальность. Для одних она становится даром, а для других проклятием. Особенно, если речь идет о вундеркиндах. Поэтому гениальные дети вызывают противоположные эмоции, от восторга до чувства жалости. Но, порой, выбор делается за человека, и гениальность становится чьим-то предназначением не завися от его истинных желаний. Хорошо это или плохо? Кто знает. Если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно.

Проблема гениальности по сей день является одной из нерешенных загадок.

Что такое гениальность?

Гениальность - это высшая ступень способностей личности и ее творческих проявлений. Человек, одаренный гениальностью, очень важен для развития общества, ведь он может создать новую эпоху или сделать важнейшие открытия.

Важно отметить, что конкретного набора свойств, которыми должен обладать гений, не существует. Человек может быть гениален в одной области и совершенно глуп в другой.

По определению Кольриджа, гениальность - это способность роста. Спорным остается вопрос о том, является ли гениальность сверхспособностью ума или это особенность физического мозга.

Настоящего гения отличает то, что он никогда никого не копирует, все его мысли уникальны и оригинальны. Однако это возможно лишь в том случае, если перед нами действительно настоящий гений, а не человек с отклонениями.

Гениальность - это достаточно редкое явление. Согласно подсчетам Лафатера, один гений приходится на один миллион человек. Однако психологи считают гениальность лишь разновидностью сумасшествия.

Какими наделены гениальные люди?

Важно отметить, что те способности, которыми наделены гении, свойственны и помешанным. Это такие способности, как повышенная чувствительность, бессознательность творчества, быстрая смена настроения от эйфории до апатии, сильная рассеянность, огромное тщеславие, злоупотребление алкогольными напитками, склонность к самоубийству.

Гениальность и помешательство - равнозначные ли это понятия?

Не стоит забывать, что в числе гениев всегда были и есть помешанные. Также и у многих помешанных проявлялись гениальные способности. Но не стоит делать что все гении - помешанные. Ведь такие гениальные личности, как Колумб, Галилей, Микеланджело, Наполеон, не проявляли признаков умопомешательства.

У сумасшедших наблюдается недостаток таких качеств, как усидчивость, твердость характера, прилежность, аккуратность, память. Однако именно эти качества присущи всем одаренным гениям.

К тому же сумасшествие проявляется обычно после 35 лет, а гения в человеке замечают еще с детства. Сумасшествие обычно передается по наследству и с каждым поколением усиливается, а гениальность умирает вместе с ее носителем. Если гениями обычно являются мужчины, то помешательство одинаково распространено как у женщин, так и у мужчин.

Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?

Талант и гениальность - это качества человека, которые могут одновременно встречаться в одном человеке. Однако это очень редкое явление.

Талантом обычно называют выдающиеся способности человека, высокую степень его одаренности в какой-то определенной области.

А гениальность - это высшая ступень равития таланта. Она подразумевает создание новых изобретений, творений, открытий. Гениальность - это абсолютная противоположность подражанию, это всегда что-то новое и великое.

Ученые утверждают, что каждый человек обладает огромным количеством возможностей и способностей, однако не все их используют, а если и используют, то это обычно 1% всех возможностей, дарованных свыше.

Гениями всегда признавали тех людей, которые наделены сверхчеловеческими способностями и склонностями. А такое понятие, как предполагает лишь потенциальные возможности развития личности. Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий. Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей - к интеллектуалам.

Как бы то ни было, согласно Рубинштейну, все специфические способности человека на самом деле являются различными проявлениями его общей способности к труду и обучению. Талант и гениальность - это два неравнозначных понятия, хотя они во многом перекликаются.

Соотношение понятий "одаренность", "талант", "гениальность"

Достаточно долго "одаренность" считалась синонимом к слову "способности". Однако отечественные психологи считают, что одаренность - это некое количество способностей, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо конкретной деятельности.

Какими особенностями наделены одаренные личности?

Это такие:

  • нестандартное восприятие;
  • яркое воображение наряду со вниманием к деталям;
  • бессознательный разум, интуиция, изобретательность;
  • воображение;
  • мужество и смелость.

Некоторые исследователи рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей наряду со способностью к творчеству. Они отождествляют это понятие с термином "талант". Другие рассматривают талант как высокую ступень развития специальных способностей.

Теплов полагает, что талант всегда многосторонен, именно поэтому многие поэты и писатели неплохо рисовали, а иногда и писали музыку.

А гениальность - это высокая ступень развития одаренности, которая проявляется в конечном результате, несущем в себе культурную, социальную, научную и историческую ценность. Гении ломают все нормы и порядки и таким образом открывают новую эпоху в сфере своей деятельности.

Подведение итогов, краткие выводы

Для того чтобы одаренность (талант, гениальность) смогли найти проявление и начать развиваться, личности необходимо иметь высокую работоспособность, мотивацию, самоотдачу, знания и умения в конкретной области деятельности. Учитывая эти факторы, ученые и пытаются разграничить эти три понятия. Способности, гениальность, талант есть в каждом человеке, их просто нужно обнаружить и развивать.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова гений

гений в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гений

м. лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой.

Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума.

Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность ж. качество, свойство гениального.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гений

гения, м. (латин. genius) (книжн.).

    Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина.

    Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений.

    В римской мифологии - низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности.

    В фантастической литературе - сверхъестественное существо, олицетворение добра, зла и т. п.

    перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-н. благодетельное или же дурное влияние, приносящем

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гений

    Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.

    Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон.).

    В древнеримской мифологии: дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гений

    1. Высшая степень творческой одаренности; проявление такой одаренности.

      Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности.

      1. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.

        разг. Тот, кто в совершенстве владеет чем-л.

      1. Дух, покровитель человека, рода, местности.

        Дух - покровитель, вдохновитель творчества.

        Олицетворение, воплощение чего-л.

    1. перен. Тот, кто приносит кому-л. благо или причиняет зло.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гений

ГЕНИЙ (лат. genius, от gens - род) в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь.

Мифологический словарь

гений

(рим.) - от «род» - первоначально древнеримский бог - прародитель рода, затем бог мужской силы и способностей, формирующий характер мужчины и сопутствующий ему всю жизнь. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Г., иногда предполагалось, I что человеку сопутствуют два Г. - добрый и злой. День рождения римского гражданина рассматривали как праздник в честь его Г.-покровителя. Г. обычно изображали в виде юноши с рогом изобилия, чашей и другими символами благополучия. Своего Г.-покровителя имели не только люди, но и семьи, города, общины и народы. Клятва Г. императора считалась в Древнем Риме самой священной, и ее нарушение приравнивалось к оскорблению императора.

Гений

(лат. genius),

    в древнеримской религии и мифологии добрый дух, сверхъестественное существо, охраняющее человека на протяжении всей его жизни. День рождения римлянина считался праздником его Г., которому приносились жертвы, совершались возлияния и курения. Римляне почитали также Г. ≈ покровителей семьи, общины, города и всего римского народа. Культ Г. в Древнем Риме ≈ разновидность широко распространённого у многих народов в период разложения общинно-родовых отношений культа личных духов-покровителей.

    Высшая степень творческой одарённости, а также человек, обладающий подобной одарённостью; см. Гениальность.

Википедия

Гений (мифология)

Ге́ний - в римской мифологии: духи -хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Символ гения - змея. В искусстве гений изображался в виде юноши.

Гений (роман)

«Гений» - полу-автобиографический роман Теодора Драйзера, впервые опубликованный в 1915 году. За провокационную трактовку сексуальности книга была сразу же запрещена.

Гений (золотая монета Франции)

Гений или Стоящий Гений - неофициальное название золотых монет Франции с изображением Гения, достоинством 20 (чеканилась в 1848-1849 и с 1871 по 1898 год), 50 и 100 франков (чеканились в 1878-1914 годах). С 1898 года вместо монеты в 20 франков типа «Гений» началась чеканка монеты типа «Петух» .

Гений (значения)

Гений - многозначный термин:

  • Гений - в римской мифологии духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности.
    • Гений места - дух-покровитель того или иного конкретного места.
  • Гений - человек с чрезвычайно выдающимися творческими способностями.
  • Гений - французская золотая монета.

Примеры употребления слова гений в литературе.

Но великий стратегический гений сообщениям разведки не поверил: быть такого не может, чтобы Гитлер на Барановичи замыслил!

Благодаря этой уловке она сохранила свои тысячу двести фунтов годового дохода, а сократив расходы на стол и заменив двух обедневших бельгиек, составлявших штат ее прислуги, одной еще более обедневшей австрийкой, она располагала фактически прежним избытком для поддержки гениев .

Правда, со своими ролями и масками, с позой неоцененного гения он расстался если не легче, то во всяком случае быстрее, чем автобиографический герой Томаса Вулфа.

Но Акутагава не упрекает художника: мастер не властен над собой, есть что-то сильнее его -- одержимость, вдохновение гения .

Одним из гениев и жертв этой метаморфозы стал Акутагава, ушедший из жизни 24 июля 1927 года.

Надо сказать, что Римская империя первого столетия, когда был написан Апокалипсис, была государством, где торжествовало поклонение человекобогу, поклонение гению императора.

Способность придать хаосу определенную форму - это способность мужчины, которому дана всеобъемлющая апперцепция и всеобъемлющая память - эти существенные черты мужского гения .

Таким образом, можно говорить о вневременности гения в трояком отношении свойственная ему универсальная апперцепция в связи с тем фактом, что он всем своим переживаниям придает значение ценности, лишает эти переживания характера чего-то временного, преходящего его появление в определенную эпоху не может быть объявлено характером этой эпохи, наконец, произведения его чувства не связаны ни в каком отношении со временем, ни с тем временем, которое совпадает с его существованием, ни с тем, которое предшествовало или следует за этим временем.

Жизнь гения - это могучий поток, в котором стекаются самые далекие воды, которые с помощью универсальной апперцепции принимает в себя все отдельные моменты, не выбрасывая наружу ни одного.

Один афоризм без смысла - графомания, два - дурь психа, три - дар гения , четыре - насмешка Бога, а остальные - кошмар, кошмар.

Вандоме упали в роковой мешок головы Бабефа и Дорте, Оуэн жил на одной квартире с другим непризнанным гением и бедняком, Фультоном, и отдавал ему последние свои шиллинги, чтоб тот делал модели машин, которыми он обогатил и облагодетельствовал род человеческий.

А теперь иди и скажи этому тухлому гению , что или он будет напрягать мозги и доделает бейсбол, или я ему такое устрою.

Но гений , который игра Берма не просто-раскрывала,- только ли был он гением Расина?

Где-то здесь, на площади Святого Петра, рядом с тянущимся к небу обелиском и в сени самого большого в мире собора, находился вделанный в гранит мостовой белый мраморный эллипс, созданный гением Бернини, -- второй алтарь науки.

Так величественна история человечества, так много создано человеческим гением , так прекрасны произведения искусства, наконец, в своей собственной жизни столько возвышенных стремлений, столько внутренней борьбы, столько страданий, что дикою кажется мысль о бесцельности всего этого.

Гениальность вызывает у обычных людей восхищение. На самом деле людям достаточно редко приходится сталкиваться с настоящей, подлинной гениальностью. Многие из нас обладают какими – то способностями, но это не то же самое. Талантливых на свете много, а вот гениальных – считанные единицы! В данной статье будет рассмотрено определение гениальности и его отличительные особенности.

Определение гениальности

Что такое гениальность? Под гениальностью обычно понимают высшую степень развития интеллекта, умственных способностей. Человек может быть безумно талантливым в какой – то одной области, а может сразу сочетать в себе множество дарований. Такая личность, как правило, является абсолютно самодостаточной.

Гениальность отличается от талантливости тем, что сама себя выражает. Если для развития нужно время, упорный труд и часто волевое усилие, то для гениальности двери открыты всегда. Она сама часто находит себе дорогу в жизнь. Причем ее обладатель иногда не предпринимает, казалось бы, никаких дополнительных усилий для этого. Основное отличие заключается в том, что истинный гений никогда не станет подражать другим, он творит свою собственную реальность, меняет ее законы, формирует новое мышление. Гений похож на ребенка, который играет понятиями, фантазирует. Для него не существует границ, его продукты творчества всегда в высшей степени оригинальны.

Признаки гениальности

У гениальности существуют свои характерные особенности, которые помогают окружающим людям осознать, что перед ними находится выдающаяся личность. Часто одного только взгляда на гения достаточно, чтобы понять, что он необычный человек. Каковы же признаки гениальности?

  • Нестандартное мышление. Гениальность никогда не станет подстраиваться под общественное мнение, действовать так, чтобы угодить социуму. Так поступает большинство, а гениальность по своей природе уникальна и неповторима. Высшей ценностью для такого человека является свобода и самовыражение. Потребность выразить свою индивидуальность для них первостепенна. Вы никогда не увидите гениального человека за прилавком магазина, а вот просто талантливых людей великое множество. Другая проблема заключается в том, что они не всегда выражают свои способности и вообще замечают их, мимо гения же пройти невозможно.
  • Яркое воображение. Гениальность удивляет нас своей природной любознательностью. Такой человек постоянно живет внутри своего собственного мира и полностью соответствует его законам. Воображение позволяет формировать новые образы, создавать непривычную модель мира. Именно воображение помогает художнику конструировать новые миры, поэту придумывать оригинальные образы и воплощать их на бумаге.
  • Желание действовать. Энергетическая выносливость, энтузиазм – неизменные спутники природной гениальности. Желание действовать, предпринимать конкретные шаги крайне важно для самореализации любого творческого человека или выдающегося ученого. Любые открытия на свете происходили и совершаются только благодаря тому, что у художника или музыканта хватило сил действовать, выражать себя в полной мере. Замечено, что желание действовать тесно связано с уверенностью в себе и самооценкой. Поэтому у всех гениев развита способность себя ценить, они от природы склонны к самоуважению и принятию собственной сущности. Лишь действие способно менять жизненные установки – это прерогатива гениальности.
  • Высокая степень развития интуиции. Гениальность сама по себе способствует развитию интуитивного мышления. То есть, у человека постоянно присутствует внутреннее видение того, как нужно поступать в тех или иных случаях. Когда возникает спорный вопрос, гений способен обратиться внутрь себя и получить исчерпывающий ответ. У гениальности нет , так как она действует согласно своей внутренней природе, раскрывается индивидуальным образом. В мире нет двух похожих гениальных людей.
  • Момент проявления. Если обычный талант, коим обладают многие люди на земле, может выразить себя в каком угодно возрасте, то гениальность, как правило, видна уже в раннем детстве. делает его непохожим на других. Этот ребенок будет жить в своем собственном внутреннем мире, как бы взрослые ни старались навязать ему свое видение жизни. Гениальная личность не подчиняется никому, кроме себя, она в высшей степени самодостаточна. Гениальность встречается в мире крайне редко. Рождение такого человека всегда приводит к глобальным изменениям мышления, взгляда на жизнь.

Таким образом, гениальность – это высшая степень развития человеческих возможностей. Гениями не становятся (в отличие от таланта, который можно взрастить путем плодотворных усилий), ими нужно родиться.

Гений это воплощение высших творческих способностей. Первоначально в римской мифологии - покровитель семьи, обеспечивающий воспроизведение рода, олицетворение сил и способностей мужчины. Уже в римской литературе гений под влиянием греческой культуры в значительной мере отождествляется с демоном как личным божеством, сопровождающим человека сквозь всю его жизнь и определяющим его судьбу: «Гений, спутник, управляющий звездой, под которой родился человек, бог человеческой природы» (Гораций. Послания). В аллегорической литературе средних веков гений - «священник», «жрец» при «божестве» Природы (Алан Лилльский. Поэма «Жалоба Природы», 12 век) или при Венере («Согласие двух языков», 1512, Ж.Лемера де Бельжа); в «Романе о Розе» Жана де Мёна (1260) гений зачитывает указ «богини» Природы, критикующий девственность и призывающий к сексуальной активности. Литература Нового времени усваивает античный мотив гения как сопутствующего человеку божества, разнообразно его варьируя (как источник титанической мощи и богоподобия - «Песнь странника в бурю», 1771-72, И.В.Гёте; заблудившийся на земле и принявший человеческий облик гения избавляется от материальной оболочки силой искусства - «Чудесная восточная сказка об обнаженном святом», 1798, В.Ваккенродера; слияние «хранителя гения» с «милым образом» возлюбленной - «Мой гений», 1815, К.Н.Батюшкова; «гений чистой красоты» как воспоминание о небесной родине человека - «Лалла Рук», 1821, В.А.Жуковского; «враждебный гений», олицетворение враждебной к человеку судьбы - «Андрей Шенье», 1825, А.С.Пушкина).

Идея гения

Идея гения как высшей способности к художественному творчеству формируется в 17-18 веках, вместе с развитием представления о творце как свободной личности, противопоставившей свое вдохновение, основанное на полете воображения, рациональным правилам искусства. Оппозиция гения и «правил» появляется во Франции в литературном «споре древних и новых»: Ш.Перро, отстаивающий точку зрения «новых», отмечает, что для писателя необходимы «знание правил своего искусства и сила своего гения», при этом «менее ученое произведение, в котором, однако, больше гения, часто превосходит произведение того, кто лучше знает правила своего искусства, но чей гений обладает меньшей силой» («Параллели между древними и новыми»). В трактовке понятия как творческого дара очень быстро происходит метонимический перенос, благодаря которому под гением начинают понимать не только свойство (творец «обладает» гением), но и самого носителя свойства (сам творец - гений ); возникает представление о гении как особом типе творческой личности, впервые подробно изложенное в редакционной статье Дж.Аддисона в журнале «Зритель» (1711. No 160): гений творит «без всякой помощи искусства или учености», он всем обязан лишь природе, ибо он - «великий естественный гений», ему также присуще «нечто величественно-необузданное и сумасбродное». Вслед за статьей Аддисона в Англии появляются многочисленные трактаты о гении, написанные в духе пред-романтизма: «О гении», 1719, Х.Фелтона; «Трактат о гении», 1755, У.Шарпа; «Опыт об оригинальном гении», 1767, У.Даффа; «Опыт о гении», 1774, А.Джерарда; «О литературном гении», 1796, А.Д’Израэли. Основными свойствами гения провозглашаются способность к «плодотворному ассоциированию идей» (Джерард) и особенно «изобретательное и гибкое воображение» (Дафф), позволяющее создавать «красоты, которые никогда не были предписаны правилами, и достоинства, не имеющие примеров» («Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э.Юнга). В английской эстетике и литературной критике 18 веков гений противостоит не только системе «правил», но и всей миметической концепции искусства, поскольку не подражает природе, но творит нечто принципиально новое: «В волшебной стране фантазии гений может скитаться полным дикарем; здесь - его творческая сила, здесь он может управлять как хочет собственным царством химер» (Юнг). Творения гения, по Юнгу, возникают не «силой искусства», но так же естественно, как природный организм: в поэтическом произведении есть «нечто от природы растения», оно «само распускается из животворного корня гения» (представление о гении и его творении как «естественных организмах» позднее было развито И.Г.Гердером). Вместе с тем в ряде эстетических трудов 18 века заметно стремление приспособить идею гения к традиционной риторико-рационалистической системе понятий, связав его с категориями «вкуса», «воспитания», «остроумия»: Джерард заявляет о «необходимости вкуса для гениев во всех искусствах»; Г.Э.Лессинг в 1759 утверждает, что «мы приобретаем гениальность посредством воспитания» (Lessing G.E. Werke. Miinchen); Ш.Баттё часто употребляет слово гений в значении «остроумие», понимая под ним отдельный удачный прием («Изящные искусства, сведенные к единому принципу», 1746). Несмотря на этимологическую близость латинских слов genius и ingenium (остроумие), эти понятия постепенно разводятся, поскольку предромантизм видел в остроумии сухую логическую игру, недостойную гения: «Высшая поэзия есть творение гения, она должна лишь изредка, для украшения, использовать отдельные приемы остроумия. Существуют шедевры остроумия, в которых не участвовало сердце; но гений без сердца - лишь наполовину гений. Последнее и высшее действие гениального творения состоит в том, чтобы привести в движение всю душу целиком» (Ф.Г.Клопшток. О святой поэзии, 1755). Установленная в эпоху чувствительности связь между идеей гения и понятиями «души» и «сердца» как средоточиями личностной цельности в дальнейшем привела к мысли о моральной стороне, его «несовместимости со злодейством»: «Что такое гений без доброго сердца?» - вопрошает Д.И.Хвостов («Записки о словесности», 1829).

Осмысление понятие гений

Новый этап в осмыслении понятия гений был ознаменован движением «Бури и натиска» (известным также под названием «эпохи гениев»), которое видело в гении не только творческую, но и демонически сильную личность (подобную Прометею или Фаусту), способную преодолевать границы повседневности. Связь между идеями гения и воображения, установленная в английской эстетике, находит развитие у теоретика движения Я.М.Р.Ленца: образы, порождаемые гением, обладают всей ясностью и конкретностью реальных впечатлений; «прежде чем он начнет писать, образ уже сидит в его душе, со всеми своими отношениями, светом, тенью, колоритом» (Ленц. Заметки о театре, 1774). Философ И.Г.Гаманн, оказавший значительное влияние на «Бурю и натиск» и на позднейший немецкий романтизм, придал учению о гении ярко выраженное антирационалистическое, мистическое звучание: гений - дар Божественного милосердия, это особая форма «безумия» и «глупости», угодных Богу; творениям гения присущи беспорядок, темнота и даже особая «чернота», напоминающая о том, что гений сродни испепеляющему огню : «Не ищите белокурых среди спутниц Аполлона… Всякая из них может сказать: Не смотрите, что я так черна, ибо это огонь гения опалил меня» (Hamann J.G. Samtliche Werke. Wien, 1950). Во второй половине 18 века появляются попытки определить гений как определенный психологический склад: приписывается ряд устойчивых черт характера, среди которых доминирует склонность к меланхолии. Уже барокко связало творческое начало с меланхолическим темпераментом, «темной желчью» («Меланхолики обладают более сильным воображением… и меланхолия из всех состояний души - самая плодотворная для создания всяческих произведений искусства»- Г.Ф.Харсдёрфер. Немецкий секретарь, 1656); 18 и отчасти 19 век развивает этот мотив: меланхолия - неразлучная спутница гения, и более того - его мать (Лафатер И.К. Гений Он же. Физиогномические фрагменты, 1775-78). «Нежное стихотворение, подобно радуге, вырастает лишь на темной почве; поэтому поэтическому гению нравится стихия меланхолии» (И.В.Гёте. Изречения в рифмах, 1814). Утверждаются также представления об одиночестве гения, его неспособности жить повседневной жизнью и обреченности на разлад с окружающим миром (Гёте. Торквато Тассо, 1790); в истории литературы выделяются писатели, служащие образцами: предромантические и романтические критики главным гениями мировой словесности объявляют У.Шекспира с его смелостью, «дикостью», презрением к правилам, в античной литературе его аналогом признается Пиндар. Комплекс идей о гении, выработанных в ходе 18 века, был обобщен в эстетике И.Канта - наиболее значительном опыте включения категории гений в универсальную философскую систему. По Канту, «Гений - это врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила»; он отделен от вкуса (поскольку вкус - лишь способность суждения, а не продуктивная способность); его главное свойство - оригинальность; образующие его душевные способности - воображение и рассудок в их «счастливом сочетании», позволяющем «схватывать быстро исчезающую игру воображения и придавать ей единство в понятии» («Критика способности суждения», 1790). Гердер вносит в комплекс идей о гении новый мотив органической целостности: «Гением стал лишь тот, кто… создал живое целое» («О критике, вкусе и гении», 1800); его душа отображение мировой души в ее полноте и цельности: так, для «великого духа» Шекспира «весь мир - только тело, вся явления природы - члены этого тела, все возможные характеры и мировоззрения - лишь черты этого духа, а все целое может именоваться так же, как гигантский бог Спинозы: Пан! Универсум!» (И.Г.Гердер. О Шекспире, 1773).

Для романтиков гений - «божественное в человеке» (Ф.В.Й.Шеллинг. Философия искусства, 1807), которое может проявляться помимо и вопреки личности поэта; отсюда - романтическая концепция двойственности гения, допускающая его личную ничтожность, и представление о гениальности как бессознательном: «То самое могучее в поэте, что вдыхает в творения его добрую и злую душу, есть бессознательное… поэт великий… откроет и раздарит клады, которых сам не увидит» (Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. Программа 3). Гений трактуется как универсальное, протеическое существо, способное совмещать в себе множество противоречивых идей, образов и «индивидуальностей»: «гениальный человек», согласно Новалису, «должен, чтобы сформировать свою индивидуальность, вбирать в себя и ассимилировать в себе все новые индивидуальности» (Novalis. Das allgemeine Brouillon. 1798 Idem. Schriften. Stuttgart, 1968). Романтического гения отличает способность к мгновенному синтезу, он не нуждается в длительных мыслительных процедурах, чтобы найти правильное решение, которое приходит к нему как озарение: «Синтетические операции - прыжки… Гений - прыгун по преимуществу». При этом «гений не делает ошибок» (У.Блейк. Маргиналии 1808 г.). Распространившаяся в эпоху романтизма идея о гении как способности к бесконечному перевоплощению приводит к мысли о том, что он проявляется не только в создании абсолютно нового, но и в обновлении и комбинировании старого. Гений - своего рода воскреситель и искупитель прошлого, возвращающий его нам в преображенном виде: «В поэзии в такой же мере, как и в философских исследованиях, гений заявляет о себе наиболее ярко тогда, когда он открывает новые стороны давно известных вещей, извлекает старые истины из состояния забвения…» (С.Т.Колридж. Biographia literaria). Иенскиеромантики реабилитируют барочную категорию остроумия, видя в нем одно из свойств Гения («Гений - это хотя и не произвол, но свобода, как остроумие, любовь и вера, которые должны однажды стать искусством и наукой» - Ф.Шлегель. Критические фрагменты, No 16; 1797), в то время как английские романтики (прежде всего Колридж) противопоставляют остроумию воображение как подлинную стихию гения. Идея как творческой силы в романтическую эпоху нередко сливается с мифологическим образом гения как духа-покровителя, посредника между человеком и небом; творческий дар персонифицируется в образе гения божества: «Гений светлый, добрый Гений, Как отраден твой приход! Сердце жаждет вдохновений, Как росы засохший плод…» (П.А.Катенин. Гений и поэт, 1830).

Проблема различения гения и таланта активно обсуждается с конца 18 века. При всем разнообразии мнений можно выделить три основных направления в решении этого вопроса:

  1. Гений понимается как сила, создающая нечто новое, а талант - как высокая способность к воспроизведению и подражанию («Тот, кто за некоторое время способен сделать больше, чем другие, обладает силой; кто может сделать больше и лучше - имеет талант; кто может создать такое, чего еще никто не создавал, - обладает гением» - И.К. Лафатер. Афоризмы о человеке);
  2. Талант - производительная способность, в то время как гений - некое свойство восприятия, способность видеть мир особым, принципиально новым образом; гений определяет стадию восприятия, а талант - стадию выражения. «Гений - это инстинктивная способность все видеть и все понимать, а талант - дар все передавать и все выражать» (Ш.Ж.Л.де Шендолле. Дневник, 1833); Т. Де Квинси сходным образом трактует талант как проявление «воли и активности», а гений - как «функцию пассивной природы», как определенный модус восприятия («Автобиографические очерки», 1853). А.Шопенгауэр, приспосабливая концепцию гения как определенной формы «пассивного восприятия» к нуждам своей философской системы, видит в гении «субъекта, свободного от воли», способного полностью раствориться в созерцании и стать «ясным зеркалом сущности мира» («Мир как воля и представление»);
  3. Гений - универсальная творческая способность, талант - специализированная способность к определенному виду активности. Эта точка зрения пользуется наибольшим признанием и изложена, в частности, в «Эстетике» Г.В.Ф.Гегеля, где гений определен как «всеобщая способность к подлинному порождению произведения искусства», а талант - как «частная способность» к определенным видам творчества.

Антиномия гения и мира (обыденности, земной реальности), намеченная еще предшественниками романтизма, была осознана в позднем романтизме как невозможность для гения, воплощающего универсальное, не ведающее границ сознание, примириться с ограниченным посюсторонним бытием. В дальнейшем этот разрыв между гением и миропорядком так и не был преодолен. Гёте предпринимает попытку вписать гения в систему мирового устройства, представив его своего рода законодателем мира и определив его как «такую человеческую силу, которая, посредством действий и поступков», дает миру «закон и правило» («Поэзия и правда»), однако в позднейшем развитии идеи гения мотив его противопоставленности миру продолжает доминировать: образ либо эволюционирует в сторону ницшеанской идеи «сверхчеловека», презирающего Божественное мироустройство (усвоенной фашистской идеологией), либо принимает вид болезненной психической или физической аномалии, несовместимой с гармонией и нормой (связь гения и болезни в романе «Доктор Фаустус», 1947, Т.Манна). Усталость европейского художественного сознания от образа гения и сопряженных с ним неразрешимых противоречий вылилась в попытки избавиться вообще от концепции: Ш.Бодлер видит в гении «не более чем детство, сознательно возвращенное и оснащенное взрослыми физическими орудиями самовыражения» («Художник современной жизни». Бодлер Ш. Романтическое искусство); Б.Кроче, осмысливший искусство как совокупность «выражений», по своей природе тождественных «выражениям» обыденного языка, видит в гении чисто «количественное понятие», поскольку «наша фантазия по природе своей тождественна» фантазии гения («Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», 1902). Тривиализация, которой подверглась идея гения в массовой культуре, может восприниматься в литературе 20 века и как правомерная реакция на чрезмерности романтического культа, и как вызов, бросаемый измельчавшей культурой подлинно духовной личности. Для героя романа Р.Музиля «Человек без свойств» (1930-43) поводом к «отпуску от своей жизни» становится именно осознание своего времени как эпохи, когда «футболисты и лошади обладают гением».