Зачем нужно ходить в церковь? Для чего посещать церковные собрания? Зачем каждое воскресенье ходить в храм? Почему люди ходят в церковь.

1.1. Зачем ходить в церковь (храм)? Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19,20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

1.2. Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестом сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное попытаться оставить мирские, суетные мысли и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

1.3. Как вести себя в храме?

– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время надо , купить и , приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин пропускают первыми.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

1.4. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

– В первую очередь хорошо поставить свечу в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери. О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помощи в имеющихся нуждах.

1.5. Почему в храме надо стоять во время служб?

– В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение.

Христианин во время богослужения – не любопытный зритель, а благоговейный соучастник священного действия. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся во всех храмах. Но во время и в особо важных местах Литургии следует вставать.

«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

1.6. Как часто следует посещать храм?

– В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение накануне (в субботу вечером), и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время – помолиться, поставить свечи перед иконами, подать заранее записки на Литургию, побеседовать со священником.

1.7. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

– По Уставу Церкви делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор, который можно принимать только натощак. Послабления возможны для детей и людей, страдающих физическими недугами, которым разрешается принимать пищу перед посещением храма. Устав Церкви рассчитан на физически здоровых людей.

1.8. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

– Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам. Кто в этот день не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Свеча имеет символическое значение, но спасает не символ, а подлинная сущность – божественная благодать, которая подается в Таинствах. Поэтому во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Ставить свечи надо до начала богослужения, а если не успели, после его окончания.

1.9. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

– Уходить из храма до окончания Литургии допускается лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Желательно не выходить из храма до возгласа священника «С миром изыдем».

1.10. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?

– Никакого вреда некрещеному не будет от того, что его помажут освященным маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, пока еще не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо. А если же им таковые действия воспринимаются как своеобразного вида магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить.

1.11. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?

– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.

1.12. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

– К кресту прикладываются каждый день по окончании богослужения, потому что – главная христианская святыня, это символ веры и орудие нашего спасения.

1.13. Что делать, если ребенок в храме расплакался?

– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.

1.14. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: регулярные телетрансляции Патриарших и Митрополичьих Рождественских и Пасхальных богослужений). Однако в целях соблюдения церковного благочиния следует испрашивать благословение священника на эти действия.

1.15. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?

– С большой осторожностью. Всякие видения человеку неполезны, так как через них чаще всего происходит обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Подобным видениям не надо придавать никакого значения, стараться вообще не обращать на них внимания. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы.

1.16. Почему женщинам в храме надо быть с покрытой головой?

– В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор.11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор.11:7-10).

1.17. Почему женщинам нельзя входить в храм в брюках?

– Потому что брюки – это мужская одежда, а Бог запретил людям надевать одежду, не соответствующую их полу. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». (Втор.22:5).

1.18. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

– Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать. В исключительных случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

1.19. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор.9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (Лев.27:32; Втор.12:6; 14:28; 18:1-5). Из государственного бюджета не выделяется средств на содержание храмов, на зарплату священникам, диаконам, псаломщикам, певчим, свечницам, сторожам, уборщицам, учителям воскресных школ и другим работникам храмов, так как Церковь в нашей стране отделена от государства, но оно обязывает Церковь платить налоги за аренду земли и зданий, за воду, электричество, отопление и т.д. Кроме этого необходимы средства на ремонт и реставрацию, на поддержание благолепия внутреннего убранства храмов, на приобретение облачений, богослужебных принадлежностей и книг. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются только из пожертвований верующих.

1.20. Как надо себя вести при каждении храма?

– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

1.21. Что означают поклоны?

– Поклоны – символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом. Коленопреклонение и восстание символизирует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения молитву сопровождают поклонами.

1.22. Какие бывают поклоны?

– Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь, становятся на колени и касаются головой земли (пола).

1.23. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

– В Ветхозаветной Церкви существовали строгие ограничения на участие женщин, находящихся в естественной нечистоте, в церковной жизни: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста;…и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев.12:1-4). «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста» (Лев.15:25). «А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста» (Лев.15:28).

И в Новозаветной Церкви существует правило, по которому женщины во время нечистоты не должны причащаться и входить в храм до 7 дней (Номоканон, 64). Родильницам же вход в храм воспрещается в продолжение 40 дней со времени рождения ими младенца.

«Приближение в нечистоте к святыне есть дерзость и оскорбление святыни. Поэтому вполне естественно со стороны Церкви желание удержать женщину от общения церковного на время состояния в естественной нечистоте, являющейся как бы печатью первородного проклятия женщине (Церковный вестник, 1896, 39). Воздерживаясь в течение 40 дней от входа в храм, родившие жены тем самым доказывают свое повиновение святой Церкви касательно чистоты, подражая Богородице Деве, Которая хотя и не требовала никакого очищения, как непорочная Приснодева, но исполнила закон очищения» (Лк.2:22). (Настольная книга для священно-церковно-служителей).

Однако в настоящее время даже среди опытных священнослужителей нет единого мнения относительно всех нюансов этого вопроса.

От участия в церковных Таинствах в этот период следует воздержаться, если нет смертельной опасности.

1.24. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?

– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям.

1.25. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?

– Имеет значение не количество принесенных в храм цветов, а сердечное устроение приносящих.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.

Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.

Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке – всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?

Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить необязательно».

Это в корне неверно. Народная мудрость гласит: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Но, чтобы понять, насколько права эта поговорка, необходимо узнать, а что же такое Церковь? В чём смысл Её существования? Почему необходимо Её посредничество в общении человека с Богом? Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, возникающие у стоящего перед раскрытыми вратами Церкви человека, и написана эта работа.

Основой этой работы стал материал, собранный и переработанный во время лекций, прочитанных в течение двух годичных курсов «Воскресной школы» для взрослых.

Так как сложился этот материал на основании вопросов слушателей «Воскресной школы» и ответов на них, то и в настоящем издании целесообразным стало применить форму изложения в виде вопросов и ответов.

В связи с тем, что предназначается это издание для людей, уже признающих бытие Бога и желающих Его познать, людей, интересующихся Православием и ощущающих, пусть неосознанно, свою внутреннюю связь с Ним, мы не будем в настоящей работе рассматривать доказательства бытия Божия и дискутировать с атеистами или приверженцами иных конфессий.

Задача этого издания – помочь современному человеку понять смысл внутренней жизни Церкви, осознанно стать её полноправным и полноценным членом, гражданином Небесного Царства, то есть воцерковиться.

Заранее прошу прощения у читающих за те недостатки настоящей работы, которые в ней имеются, и, если она поможет кому-либо хоть на шаг приблизиться к Богу и к Церкви, прошу помянуть автора в своих молитвах.

1) Чтобы Церковь решила их проблемы — как внутренние, так и внешние;

2) по национально-патриотическим (реже — эстетическим, политическим и др.) соображениям, возвращаясь к «вере отцов»

3) в силу религиозного искания истины.

Давайте кратко рассмотрим первые две названные мною группы.

Множество людей, имея религиозное чувство и веру в Бога (по большей части смутные и неопределённые), входят в Церковь, надеясь, что от этого облегчится их жизнь, решатся на метафизическом уровне те проблемы, которые люди не смогли разрешить на физическом.

Но дело всё в том, что Церковь никакие проблемы не решает, она — совсем о другом. Протопресвитер Александр Шмеман пишет, что ошибка — сводить веру «к себе и своим проблемам. Суть христианства… в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет. В том же плане, в котором они есть, они потому и есть, что они неразрешимы».

Катехизическая установка (на такие «незнакомые» слова, типа: Катехизация, можно поставить ссылки для пояснения, ИМХО) на «решение проблем» снимает с человека ответственность за свою жизнь, и, в обмен на свободу, перекладывает её на Церковь. Но это неверный и, по сути, магический подход, непременно рано или поздно терпящий фиаско.

Человек должен решать свои проблемы сам, и только сам, своим нравственным и духовным трудом. Безусловно, Церковь помогает увидеть эти проблемы и их корни, укрепляет человека благодатью Божией в свободном и ответственном его действовании; но главное всё же — то, что Церковь вводит человека в жизнь Царства Христова, в соединение с Богом, в небесную реальность, в свете чего проблемы теряют для человека своё значение проблем и становятся полем исполнения заповедей Христовых, на котором сокрыта драгоценнейшая жемчужина (Мф. 13, 44 — 46), теми неизбежными скорбями, которыми нам надлежит войти в Царство Небесное (Деян. 14, 22).

Итак, воцерковление ни в коем случае не должно базироваться на постулате «Церковь решит все ваши проблемы». Начинать воцерковление нужно совсем с другого — с осознания человеком получаемой им в Боге свободы и неразрывно связанной с ней личной ответственности за свою жизнь.

Многие входят в Церковь под влиянием государственнических и патриотических идей. Если в случае рассмотренных нами выше «бытовых побуждений» человек приходит в Церковь под влиянием хоть и смутного и непроясненного, но очевидного религиозного чувства, то здесь у людей вовсе может не быть религиозного импульса.

Патриотизм и возрождение Великой России — прекрасные вещи; но пусть они идут своим чередом; Церковь всё-таки — совсем о другом: она есть Царство не от мира сего (Ин. 18, 36).

Церковь по природе своей вселенская, обращена она прежде всего к личности, к индивидуальности, а потом уже, во вторую очередь, из этих личностей складывается народ Божий (отнюдь не тождественный с нацией).

Задача Церкви — не обеспечивать людям земное существование, но вводить их в реальность Небесного Царства, путь в которое — исключительно соблюдение заповедей Христовых, а вовсе не какое бы то ни было «державное строительство».

Но вот человек переступил церковный порог. И здесь мы сталкиваемся с очень большой проблемой, а именно — нивелированием евангельской нравственности. Для воцерковляющегося человека (вслед за большинством православных) гораздо важнее оказывается обряд, внешняя дисциплина, аскетика, околоцерковная идеология — но отнюдь не евангельские ценности!

Можно привести массу примеров этого; ограничусь несколькими.

Вот приходит человек на исповедь перед Причастием, и перечисляет батюшке грехи: не туда посмотрел, не то съел, с мамой ссорюсь, ругаюсь с близкими, телевизор много смотрю, и проч. Батюшка устало и несколько отстранённо кивает головой на каждый произносимый грех и повторяет автоматически: Господь простит.

Перечисление закончено. Тут батюшка оживляется и начинает придирчиво расспрашивать исповедника, как он готовился к Причастию: вычитал ли три канона и последование ко Причащению, постился ли три дня, с рыбой или без, и плохо, что с рыбой, надо было без рыбы, а лучше и без масла; ходил ли эти дни в храм, был ли накануне на богослужении, и почему ушёл после помазания, нехорошо, это леность, нужно понуждать себя, etc., etc…

Но не спрашивает батюшка с тою же придирчивостью — а что стоит за словами исповедника «ссорюсь с мамой, ругаюсь с близкими». Случайна ли ссора, постоянна ли ругань, чем вызваны конфликты, предпринимались ли усилия быть мирным со всеми, и какие именно усилия — ничего этого не обсуждается. Отходит человек от исповеди — чему он научился? Что вычитать каноны для духовной жизни гораздо важнее, чем не ссориться с мамой. В таком духе у нас воспитываются люди до прихода в Церковь и очень часто — уже в Церкви.

Под евангельскими ценностями я понимаю следующее. Есть Ценность, которой оживляется и одухотворяется любое земное существование. Это — единственная Ценность, способная изменить жизнь человека, дать ей смысл и удовлетворение. Мало того, это вообще единственная Ценность в мире. Это Бог, воплотившийся ради нашего спасения. Всё, что вне Христа, вообще не может называться ценностью. На земле ценно то, и только то, что непосредственно или опосредованно восходит ко Христу Спасителю. Всё на свете поверяется этою Ценностью; ею и ради неё живёт мир. Приобщаемся мы Христу на путях евангельской жизни, исполняя святые Его заповеди — в том числе заповедь о крещении, покаянии, причащении Его Тела и Крови. Реализация этих заповедей, вместе с опытом нравственной евангельской жизни и правым догматическим учением, составляет суть Церкви. Евангельские ценности не могут не привлекать людей. Облик Христа, Его дела, Его слова неотразимо действуют на человеческую душу, а люди и общественные и культурные явления, через которые выявляется Христос, не могут не покорять сердца.

Игумен Петр (Мещеринов)

Просмотрено (742) раз

Недавно мы опубликовали статью под названием « ». В этой же статье мы разберем вопрос «Зачем ходить в церковь, если Бог в душе…». Если попытаться составить список самых популярных вопросов людей, не столь хорошо знакомых с Библией и церковью, то этот вопрос будет одним из самых популярных. Ну что, давайте искать ответ! Но прежде надо разобраться в формулировках. О чем человек думает, когда говорит, что Бог в душе? И о чем человек думает, когда говорит «ходить в церковь»?

Зачем ходить в церковь? Церковь - это люди, а не здание.

Одно из самых больших заблуждений многих верующих в том, что они считают церковь (о которой говорится в ) и храм (здание) одним и тем же. Другими словами, когда человеку говоришь про церковь, то он думает про храм, про здание. Он может вспомнить церквушку в своем селе. А может вспомнить храм в центре большого и шумного города. Но что говорит Библия о церкви?

Я говорю тебе также, что ты — Пётр, и на камне этом Я создам Церковь Мою, и силы смертные не одолеют её. (От Матфея 16:18)

Когда Иисус начинал Свое служение, в Израиле было много храмов. Там проходили службы, читались священные тексты. Священнослужители зажигали свечи и приносили жертвы. Но когда Иисус говорил апостолу Петру, что создаст церковь, которую не одолеют силы смертные, то о чем Он говорил? Мы знаем, что Иисус не заложил ни одного кирпича ни в одно основание храма. Он не построил ни одного здания. Но Он создал церковь.

Слово «церковь» в Библии означает «призванные» или «собрание». То есть, Иисус не говорил здесь о здании. И когда говорит Петру о том, что Он создаст церковь, Иисус говорит о людях, которые и будут составлять Его церковь. Церковь - это собрание людей. Вот еще один отрывок из Библии об этом.

Вы строите на основании, которое держится на Апостолах и пророках, имея самого Христа Иисуса краеугольным камнем этого основания. Он поддерживает Собой всё это строение, и оно растёт, чтобы стать святым Храмом Господним. Через Него и вы вместе с остальными созидаете себя, образуя жилище, где Бог будет жить через Духа Святого. (К Ефесянам 2:20-22)

Внимательный читатель заметит, что храм - это люди. Основание - учение апостолов и пророков. Иисус - краеугольный и самый важный камень этого основания. И именно этот храм и есть церковь - жилище, где Бог живет через Духа Святого.

И чтобы еще больше убедить нашего читателя в том, что церковь, о которой говорил Иисус, не здание, мы приведем еще один отрывок из Библии:

Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. (Деяния 17:24-25)

Бог не живет в храмах, построенных руками человеческими. Это цитата из книги Деяний, автором которой является Лука. Но Бог живет в храме, который есть церковь - собрание . Бог живет в сердце преданного Богу христианина. Так что в этом отношении мы хотим поддержать говорящего, что «Бог у него в душе». При условии, конечно, что этот человек действительно живет по учению Христа (это отдельная тема для разговора). Но давайте продолжим нашу сегодняшнюю тему.

Бог в душе? Христианство - это «командная игра»

После того, как мы разобрались, что церковь это не здание и что настоящий храм, о котором говорит Библия, - это собрание верных Богу христиан, можно продолжить разговор. В течение последних 17 лет я почти каждый день читаю Библию. Если вы когда-либо читали целиком хотя бы один раз, то вы не могли не заметить, как много там говорится об отношениях одних христиан с другими (христиане в Библии назывались «ученики Христа»). За свою немалую христианскую жизнь я могу сказать, что быть христианином в одиночестве и «верить в душе» практически невозможно. Христианство - это командная игра. Тебе нужен кто-то, кому ты можешь . Библия говорит, чтобы мы исповедовались друг другу: один христианин другому. Нужен кто-то, кто поддержит твою веру в трудную минуту. Нужен кто-то, кто всегда тебя поймет и выслушает. Нужен кто-то, кто поможет пройти искушение и сделать следующий шаг в вере. Друзья и родственники, которые не живут согласно учению Христа, никогда не заменят в этом духовном плане братьев и сестер в церкви.

Я даю вам новую заповедь: возлюбите друг друга. Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас. И если у вас будет любовь друг к другу, то всякий будет знать, что вы Мои ученики». (От Иоанна 13:34,35)

Я не буду приводить бесчисленное количество отрывков из Библии об отношениях братьев и сестер в церкви. Если их все убрать из Библии - Евангелие потеряет смысл. Потому что именно братья и сестры и должны были стать, по задумке Иисуса Христа, церковью - храмом, где Бог собирался жить через Дух Святой. Убери людей из церкви - и не останется ничего. Не будет самой церкви. Церковь - это место, где люди учатся любить Бога и друг друга. А в этом и заключается все учение Библии:

«Учитель, какая самая важная заповедь в законе?» Он ответил ему: «»Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим». Это-первая и самая важная заповедь. Есть вторая заповедь, похожая на эту: «Возлюби ближнего, как самого себя». Весь закон и все учения пророков зиждутся на этих двух заповедях». (От Матфея 22:36-40)

Поэтому даже в названии этой статьи мы намеренно допустили ошибку. «Ходить в церковь» нельзя, как нельзя «ходить» в семью. Можно лишь быть частью церкви или не быть ей, не ходить в нее. А это уже решать каждому.

Иисус отдал за церковь Свою жизнь

Вы когда-либо были на свадьбе? Я был много раз. Один раз я был на своей свадьбе и много раз был на свадьбах моих друзей. Жених и невеста - это хозяева любой свадьбы. Они центр празднества. Они те, ради кого все собрались.

Церковь - это невеста Христа. Вот, что говорит Библия об этом:

Мужья, любите жён ваших, как возлюбил Церковь. Христос отдал себя за неё в жертву, чтобы освятить её, очистив её омовением в воде и провозглашением благой вести, и чтобы взять Церковь в невесты себе, как сияющую, безупречную, без всякого изъяна, дабы она была свята и непорочна. Мужья так должны любить жён своих, как любят свою собственную плоть. Кто любит жену свою, любит и себя. Ибо нет таких, кто ненавидел бы плоть свою. Наоборот, он заботится о ней и кормит её так, как Христос заботится о Церкви, ибо мы — члены Тела Его. (К Ефесянам 5:25-30)

Церковь - это невеста Иисуса Христа. За церковь Свою Иисус Христос отдал жизнь на кресте. Не за здание. За людей. Нельзя любить Христа, следовать Его учению и пропустить учение о церкви. Нельзя говорить, что ты христианин и не быть частью церкви. Нельзя уважать и любить жениха, но полностью игнорировать невесту, за которую тот отдал свою жизнь. Это даже противоречит здравому смыслу.

Если ты говоришь, что ты христианин, то ты не можешь игнорировать учение Библии о церкви, ведь иначе ты будешь противоречить самому себе. Христианин не может быть отдельно от церкви и «верить только в душе». Церковь - это и есть собрание христиан. Церковь - это храм Божий, где живет Бог через Дух Святой. Церковь - это духовная семья. Без церкви мы сироты. Без церкви христианину почти нет шансов сохранить свою веру.

Возможно, что некоторые вещи вы услышали впервые. У меня тоже когда-то открылись глаза. Когда я начал лично , то все встало на свои места. Если вы хотите на самом деле разобраться, что говорит Библия о церкви и зачем она нужна, то начните читать Библию сами. Вы можете читать или слушать ее у нас на сайте в верхнем меню. Но помните, что без церкви у вас практически нет шансов прожить верную жизнь с Богом.

Если у вас остались вопросы, вы можете написать нам через .

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Больше статей по теме


Христианские видео и ролики


Протоиерей Евгений Соколов

Читаю на 29.ru заметку Анны Морозовой «В Бога верю, в церковь не хожу». В статье – недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек столкнулся, придя в Церковь. Эти доводы и аргументы мне приходилось выслушивать много раз от людей, которые хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм.

А вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами. И, если исходить из такого понимания, то автор, безусловно, прав. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом. И, казалось бы, почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно идти в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в храм. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть. Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода». То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм. Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Автор спрашивает: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей. В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем. И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Теперь о главном: зачем люди приходят в Церковь. Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать. Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело. Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной. Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу. Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается. И среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти. Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем! Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос. Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный. Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Последнее. В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом. Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается. Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы. Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.

Зачем нужно ходить в церковь? Для чего посещать церковные собрания?

    ВОПРОС ОТ ЮЛИИ
    Сегодня много людей, которые считают себя верующими, но не принадлежат ни к одной христианской церкви… А если и принадлежат то лишь изредка ее посещают. Как оценивает такую жизненную позицию Библия?

Вопрос интересный и важный. Начнем мы с того, что разберемся, что такое церковь и кто ее установил?

В Библии слово Церковь не обозначает здание, как сегодня считают некоторые верующие. В Библии слово церковь представлено греческим словом экклесия. Оно обозначает народный сход, сбор, собрание вызванных, приглашенных людей. Другими словами это люди, которые из общего населения выделились и объединились для какой-то общей цели. Понятие церковь близко по смыслу с еврейским понятием синагога. На иврите синагога обозначает место собрания. А церковь на греческом, на котором писался Новый завет, обозначает собрание людей. То есть смысл близкий. Стоит отметить, что древний перевод Ветхого Завета Библии с иврита на греческий, называемый Септуаги́нта, тоже использует слово церковь - эклессия. Церковью в Библии в переводе Септуагинте называется собрание израильтян – народа Божьего.

В Новом Завете Библии четко написано, что Иисус установил Свою церковь – то есть Свое собрание, общество людей, которые поверив в Него, как в Сына Божьего - Господа и Спасителя выйдут из мира и других религий и войдут в Его собрание. Иисус заявил:

«Я создам Церковь МОЮ, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18)

Так и произошло – Иисус создал Свое общество, собрание. Последователи Иисуса, которых сначала насчитывалось всего несколько десятков человек, создали церковь – собрание верующих в Иисуса Христа. Ни сатана ни власть имущие люди не смогли уничтожить христианскую церковь. Сейчас христианство самая многочисленная религия в мире.

Как Вы думаете, зачем Иисус организовал церковь? Он мог этого не делать – пусть все верующие в Него жили бы отдельно не объединяясь ни в какие общества и организации. Но нет, Иисус Христос церковь создал и сказал, что врата ада не одолеют ее. То есть Его церковь не разрушит сатана как бы он не старался. Конечно, Иисус создал церковь не случайно, а преследовал важнейшую цель. И эту цель хорошо объяснили Его апостолы.

Апостол Павел сравнивал церковь с телом, где Иисус – это голова, а все христиане – это члены тела, где каждый выполняет свою роль для полноценного функционирования тела - организма.

«Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно … дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. … И вы - тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:18-27)

Павел объяснял, что точно также, как и у человеческого тела, у каждого члена Христова тела, то есть Христовой церкви, есть свои цели и задачи. И даже самые незначительные вроде бы люди, как и неблаговидные члены тела, играют в жизни тела свою важную и нужную роль.

Поэтому и встает разумный вопрос: если Сам Иисус установил церковь, то почему же сегодня верующие в Христа люди – христиане зачастую не ходят в церковь?

На это есть много причин. И вопрос этот очень широкий. Раньше, до возникновения теории Дарвина, когда мир был религиозен, верующие люди не представляли жизни без посещения церкви. Общество даже осуждало тех, кто не ходит в церковь. Теперь же когда в мире господствует материалистическое атеистическое представление о создании мира, то есть Дарвиновское мышление, посещение церкви стало сугубо добровольным. Теперь в церковь в основном ходят только горячо верующие люди и те, кто сильно хочет что-то получить от Бога.

Остальные верующие зачатую не ходят в церковь. И причины здесь разные. Кто-то разочарован тем, что он видит в церкви, которая неподалеку, то, что ему там не нравится. А в другие церкви он идти боится, так как в нашем обществе сегодня распространен стереотип, что вокруг много сект. Люди бояться искать другую церковь. Опасные секты на самом деле имеются, но их мало. А остальные церкви – это не секты - в основном это всемирные христианские церкви с десятками миллионов членов. Сегодня не трудно в Интернете прочитать о таких распространенных христианских церквях как христиане адвентисты, баптисты, пятидесятники, лютеране, методисты и т.д. Эти христианские церкви есть практически во всех странах и практически в каждом населенном пункте мира, где не запрещено христианство… И конечно это настоящие церкви, и они ничего общего не имеют с сектами. Подробнее об этому можно прочитать в материале, специально посвященном

Не нужно бояться искать другую церковь, а нужно искать истину. Апостол Павел на страницах Библии учит:

«Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фесс. 5:21).

Есть и такие люди, которые даже и не пытаются ходить в церковь. Но говорят, что верят в Бога… Таких людей сегодня много. И наверное даже большинство. Хождение или нехождение в церковь – зачастую это внешнее отражение внутреннего мира человека, его духовных стремлений. Многие думают. Я верю в Бога и этого достаточно. Бог у меня в душе. Они придумали себе такого бога, который им удобен, который их устраивает. Который соответствует их понятию справедливости. Как поется в песне из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» - «Вы вечно молитесь своим богам, и ваши боги всё прощают вам».

Придуманный ими бог все им прощает. Конечно, это удобно.

И наоборот неудобно, когда тебе показывают, что ты не прав, что так не правильно, что нужно жить по-другому. Эти верующие понимают, что в церкви их ждут какие–либо обязательства, поэтому даже и не пытаются ходить в церковь. Ведь если человек приходит в какую-либо церковь, то сталкиваются с определенными правилами. В основном в христианских церквях, как например в нашей, – это правила основаны на учении Библии. А в некоторых христианских церквях к ним еще добавляются и другие правила.

Естественно, зачастую люди не хотят менять свою жизнь. И даже если она им не совсем нравится, то она все равно для них привычна. Поэтому им комфортнее жить в гармонии с придуманным ими богом. Я надеюсь, Вы понимаете, что если человек укрылся от того, чтобы не знать Божьи критерии нравственности и правила жизни, изложенные в Библии, то это не значит, что они исчезнут. Здесь подходит иллюстрация со страусом. Когда он видит опасность, то прячет голову в песок. Но ведь хоть страус теперь не видит опасность, то от этого сама опасность-то не пропала.

Так и истинный Бог не изменился, оттого, если кто-то Его по другому себе представляет. И Божьи критерии нравственности и правила жизни по отношению к человеку тоже не изменились, если даже человек закрывает на них глаза. Бог согласно Библии всегда одинаков, и Его нравственный закон не изменен, и Его воля по отношения к человеку тоже одна.

Есть также люди, которые ходили в церковь, но перестали ее посещать по каким либо причинам. Часто это связано с тем, о чем мы говорили ранее. Человек начал изучать Библию и увидел, что в его церкви поступают, как ему кажется, не так как написано в Священном Писании. Тогда кто-то совсем бросает ходить в церковь, а кто-то ищет другую церковь.

Также бывают случаи, когда человек перестает ходить в церковь из-за того, что он обиделся на служителя или на братьев и сестер в общине.

Это не правильно. Нужно разделять церковь и Бога. Да, Бог установил церковь, но дальше люди идут своим путем. Поэтому мы и видим много церквей. Мы все грешные люди… Поэтому ошибки допускают как члены церкви, так и их служители. Бог дал свободу людям, это мы видим сразу в Эдеме. Бог не хотел, чтоб мы были рабами, или роботами… Но от того, что кто-то в церкви ведет себя не так, как мы хотим, это не значит, что мы должны перестать ходить в церковь. Ведь в церковь мы ходим, не для людей, ни для галочки, а чтобы ВОЗРАСТАТЬ в Боге.

Вот так мы подошли к важному вопросу. Зачем ходить в церковь?

Посещение церкви нужно в первую очередь самому человеку. Поэтому сразу хочется отметить, что формально ходить в церковь нет смысла. Если приходить в церковь, чтоб там просто постоять или посидеть, ничего не слушая, не вникая в учение Библии, в закон Божий, то это формальная вера. Тогда хоть посещай хоть не посещай церковь – разницы особой не будет. Такая формальная вера близка к суеверию. Мол, я посещаю церковь, ведь, говорят, что помогает, авось и мне поможет, или на всякий случай... В этом случае человек и не хочет меняться, осознавать свою греховность и раскаиваться в содеянных дурных делах… При формальном подходе душа человека фактически не подключается. Он желает получить награду за то, что просто выполнил какие-то действия - обряды. Вот я пришел к тебе в церковь – давай Бог награду! Но Богу нужно наше сердце, а не формальные посещения богослужений. Псалмопевец Давид со страниц Библии говорит:

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь (не оставишь незамеченным), Боже» (Пс. 50:19)

Поэтому, говоря о посещении церкви, нужно сразу понять, что речь идет о полноценном участии в собрании. Вспомним что такое церковь – это собрание верующих. В библии перечислено то, что проводилось на первых христианских собраниях, то есть в христианских церквях в апостольское время:

1. Это изучение Слова Божьего – Священного Писания. Апостол Павел писал:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16)

Такое изучение Библии может быть в виде библейских уроков, а также в форме проповеди.

2. Прославление Бога пением псалмов, гимнов, декламированием стихов...

«Итак будем … приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15)

3. Общение с братьями и сестрами, а также помощь им при необходимости. Также и Вы получаете помощь моральную и даже материальную от братьев и сестер в церкви.

«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16)

4. И четвертое – причастие символов плоти и крови, умершего за нас Иисуса Христа.

«(Иисус) взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19,20)

Господь хотел, чтобы верующие ВСПОМИНАЛИ ту жертву, которую за нас принес Иисус Христос. И поэтому пригубляя виноградный напиток – символ крови Иисуса, мы как бы соприкасаемся с этой жертвой, мысленно переносимся в то время, когда за нас на кресте страдал Спаситель. И преломляя и вкушая хлеб, мы как бы приобщаемся к телу Иисуса, переживая, как страдало Его тело, когда над Ним целый день издевались конвоиры – так что Иисус Сам уже не мог идти на казнь, а все время падал под ношей креста. Как Христос провисел 6 часов прибитый гвоздями ко кресту!

Вспоминая страдания за нас Иисуса, мы лучше понимаем любовь Божью. И эти обряды нам помогают не забыть этой любви. Не секрет, что наша жизнь, которая наполнена разными мирскими переживания, связанными с семьей, работой, учебой, жильем и т.д., захватывает весь наш разум и мы порой забываем Бога. То, как Он любит нас, заботится о нас. И подтверждение этому – смерть Иисуса Христа на кресте. Небожитель – Сын Божий сошел с небес на землю, стал смертным человеком, чтобы принять за наши грехи мученическую смерть… Об этом регулярно напоминается в церкви.

5. И пятое – это групповая молитва. Иисус прямо говорил, что групповая молитва обладает особой силой.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:19,20)

Конечно это не значит, что молитва наедине с Богом не нужна. Иисус учил, что молиться, нужно закрывшись в комнате наедине с Богом. Но Бог показал также и ценность собрания – то есть ценность церкви. Если люди будут собираться и просить о чем-то одном общем, для всех важном, то такая общая молитва собрания будет иметь особое благословение.

Я не зря отметил, что только в церкви сообща можно эффективно нести Евангелие миру, хотя некоторые верующие заявляют, что не умеют красиво говорить, и соответственно, они считают, что мало чем могут помочь церкви.

Это в корне не верно! Каждый человек может послужить Богу. И у истинного верующего должно быть такое желание. Посмотрите, как писал псалмопевец:

«Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3)

Каждый христианин может поучаствовать в общей главной миссии церкви. А какая главная миссия христиан? Рассказывать о Христе, приводить людей к Богу, тем спасать других людей. В этом служении каждый человек может сыграть свою роль. Вспомним, что церковь – это тело Христа. У каждого члена тела свои задачи и функции. Путь кто-то не умеет красиво говорить, зато он умеет хорошо готовить и может служить в церковной столовой или на миссионерской кухне, своей работой рассказывая людям как добр Господь. А если он кажется, ничего не умеет, то может послужить помогая в приборке церкви, чтобы люди видели чистоту и опрятность в молитвенном доме, понимая что Бог - это Бог порядка и у Него такие же дети. Согласитесь, прихожан бы стало меньше, если бы в церкви на территории нас встречала куча мусора или в здании был невымытый грязный пол. Неверующие первый раз пришедшие в такую церковь подумали бы: что это за Бог такой, что у Него такие неряшливые последователи… И больше бы не пришли в церковь. Как видите всякое служение важно в деятельности церкви. Каждый член тела Христа важен на своем месте. И каждый может найти это место, где принесет пользу Христу и Его церкви.

Кроме того, необязательно красиво говорить. Иногда мы в церкви слышим какие чудеса Бог сделал в жизни верующих. И в нашей жизни Бог тоже творит чудеса и мы делимся ими в церкви. А затем своим неверующим родным или знакомым мы можем рассказать о своем чуде или о чуде, услышанном в церкви. И это будет рассказом о любви Бога. Кто-то из неверующих или слабо верующих может заинтересоваться и тоже начать искать Господа. Так что, уметь говорить красивые проповеди не нужно для несения вести о нашем любящем Боге.

Итак, действительно ходить в церковь важно как для самого человека, так и для других людей, и конечно, посещать богослужения нужно регулярно.


Валерий Татаркин