Когда воскресенье официально стало выходным днем? Когда суббота стала выходной Во всех ли странах воскресенье выходной.

Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.

Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.

7 марта 1967 года , Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.

В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14-16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.

Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.

Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.

Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.

Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.

Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.

Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.

И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.

К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.

В 1930 году английский экономист предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.

К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.

Последние преобразования в законе, регулирующие время труда, были сделаны в 1991 году, когда вышел Закон РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно ему, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В 2010 году миллиардер предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.

Из Библии известно, что Бог, сотворив весь мир за 6 дней, на седьмой отдыхал.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал»

(Бытие 2:2)

Хотя это и не относится к теме нашей статьи, однако интересно, как выглядел мир, когда Бог отдыхал? Замер ли он на все время отдыха Божьего, как стоп-кадр? А может быть, двигался «на автомате»? Ведь все детали созданы и все связи установлены. Вода будет течь от истоков к устью весь день седьмой, и низвергаться на водопаде, и водная пыль будет подниматься к небу, и радуга запутается в каплях, а гром падающей воды будет улетать к недальним горам и возвращаться оттуда удивительным эхом. В общем, как говорил голос артиста Копеляна в культовом советском фильме, информация к размышлению.

Но Бог не только отдыхал на седьмой день, но и заповедал человеку, сотворенному по Его образу и подобию, каждый седьмой день сделать днем отдыха

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал»

(Бытие 2:3)

Сейчас верить в Бога стало модным, и многие этой моде поддались. Такие люди уверены, что человек отдыхает каждый седьмой день по велению Божьему. Те же, кто к изменению идеологической моды равнодушен, и в существовании Бога-творца Вселенной сомневается, более склонен объяснить существование дня отдыха в человеческом обществе причинами естественными. Кроме дневного цикла изменения работоспособности организма от минимума к максимуму и обратно, существует еще и недельный цикл, в конце которого работоспособность снижается и требуется более интенсивный отдых, чем в другие дни недели. Вполне возможно, этот недельный цикл связан с движением Луны по небосводу, ведь лунный месяц – это 4 недели. Физиологи также утверждают, что есть и месячный цикл, и подвержены этому циклу не только женщины, но и мужчины тоже. В общем, простор для исследований.

Первым кодексом, в котором седьмой день недели был определен, как день отдыха, является Библия. Соблюдение дня субботнего – это четвертая из десяти заповедей, данных Моисею на горе Синай. При этом в силу важности этой заповеди она повторяется в Библии трижды в трех разных местах.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»

(Исход 20:8-11)

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»

(Второзаконие 5:12-15)

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших».

(Левит 23:3)

Запрет на работу в седьмой день недели был абсолютный. Нельзя было делать ничего, что, так или иначе, связано с созданием чего-то нового, нельзя было зажигать огонь. Перенос предметов разрешался только в пределах ограниченной территории. Чтение, пение без сопровождения инструментов или разговор в субботний день были разрешены, а вот письмо считается работой. Ведь в процессе письма появляется новый текст.

Запрет на работу касался не только свободных членов общины, но и рабов, и даже животных.

В Древней Греции и в Древнем Риме обычая раз в неделю не работать не было. И сами напрягались, и рабов эксплуатировали. Правда, про дурацкий обычай евреев все знали. Знали также, что ни плеткой, ни бичом, ни угрозой смерти отступиться от завета собственного Бога их не заставишь. Поэтому еврейские рабы на невольничьих рынках не ценились. Тем более, что их, как правило, из рабства выкупали соотечественники. Это был еще один дурацкий еврейский обычай.

Впрочем, в 72 году н.э., после подавления восстания в Иудее, в Риме появилось 100 тысяч еврейских рабов. Их направили на важную императорскую стройку, огромный цирк, который мы сейчас за его потрясающие размеры называем Колизеем (от латинского слова «colosseus» - «громадный, колоссальный»). Казалось бы, тут нашла коса на камень. Все еврейские рабы отказались работать в субботу! И это на стройке государственного значения! Которую контролирует сам император Веспасиан! И ведь не казнишь всех, не заменишь другими! Где найти еще 100 тысяч рабов!?

Пришлось прислушаться к мнению еврейских жрецов. Оно показалось разумным – если все недельные работы будут делаться за 6 дней, то в седьмой день пусть рабы молятся своему чудному невидимому Богу. Оказалось, что после дня отдыха работы шли производительнее. В самом деле, недельный урок можно было выполнять и за 6 дней. Так в римскую жизнь вошел выходной день.

Довольно скоро в Рим пришло еще одно восточное учение, и тоже из Иудеи, которую уже благополучно переименовали в Палестину, чтобы и памяти об Иудейском восстании не осталось. Христиане с точки зрения римлян мало чем от иудеев отличались. Разве что молились какому-то своему Богу. Про этого Бога они рассказывали что-то несусветное. Мол, был он и Богом, и человеком одновременно, и был распят, как разбойник, на кресте, хотя был не разбойником, а врачом, мудрецом и чудотворцем. И что через день после казни он воскрес и вознесся на небеса. Но он еще вернется и станет царем мира.

Римляне были люди положительные, в сказки не верящие и сказок не рассказывающие. Для этого у них были умные греки, которым поручали воспитание детей и потому называли по-гречески, «педагогами».

Многие христиане, так же как иудеи, соблюдали субботу. Некоторые из них день отдыха тоже строго соблюдали, но почему-то сдвинули его на следующий день. Толкового разъяснения, почему они это сделали, никто из них не дал. О, Юпитер, этот Восток – такой странный! Что ни год, там рождается новый бог!

Шли годы. Христиан сначала гнали и уничтожали. Потом разрешили исповедовать свою странную религию. Потом многие римляне оценили грустную историю христианского бога, которую христиане называли «благой вестью», что по-гречески звучало, как «евангелие», и которую они рассказывали то так, то этак.

Спустя 250 лет, вся Римская империя, которой тогда правил император Константин I стала христианской империей. Культы языческих богов, раннее процветавшие, были отменены. А 7 марта 321 года по приказу того же Константина I воскресенье впервые официально было объявлено выходным днём.

Когда через 300 лет в Аравии возникло еще одно монотеистическое учение, ислам, в нем был унаследован от иудаизма обычай седьмой день недели не работать, а посвящать этот день Богу. Но в качестве выходного дня была выбрана пятница, день, предшествующий иудейской субботе. Почему? Потому что именно по пятницам в Мекке был базарный день. Туда съезжалось множество людей. Поэтому именно в этот день, при большом скоплении народа, пророк Мухаммад проповедовал свое учение.

Россия, хоть и позиционировала себя православной страной, но воскресенье выходным днем здесь признали очень не скоро. Только с 17-го века начинают вводить официальные запреты на работу по воскресеньям. Запрещалось по воскресеньям заставлять крепостных работать на барщине. Впрочем, иногда работа на барина занимала столько дней в неделю, что крестьянину приходилось в воскресенье работать на своем поле – иначе было не выжить. Подобный случай – по тем временам уже безобразный – был описан А.Н.Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву». Окончательно воскресенье было объявлено всеобщим выходным днем довольно поздно – 14 июля 1897 года.

В 1930-е годы в СССР до отмены выходных дней не дошло. Однако была введена так называемая «непрерывка». Непрерывная рабочая неделя состояла из пяти дней. Шестой был выходным. Все рабочие дни были разделены на пять групп. Каждая группа отмечалась своим цветом: жёлтым, розовым, красным, фиолетовым, зелёным. Каждая группа имела свой выходной. Нерабочих дней стало больше, однако было это неудобно. Муж с женой (или хуже того, парень с девушкой) могли работать в разные пятидневки. И когда же встречаться?

Правда, промышленность «крутилась» непрерывно. Правда, счастья это не принесло. И даже элементарного достатка не прибавилось.

В общем, 26 июня 1940 года прежнюю неделю возвратили трудящимся. Трудящиеся облегченно вздохнули. Кто выдержал переход на зимнее время и обратно, поймет это облегчение.


Здравствуйте дорогие братья и сестры, цель статьи рассказать вам что не так давно, в странах бывшего СССР Суббота была седьмым днем недели, как учреждено Господом от создания мира, а не шестым, как сейчас. (Бытие 2:3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.; Исход 20:8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

На фото снизу показан календарь изготовлен вплоть до реформ с правильной, Библейской последовательностью дней недели:

В СССР 1929 по 1940 годы трижды проводились календарные реформы. Началось с того что 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление “О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждеиях СССР”, в котором было признано необходимым уже с 1929 - 1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на “непрерывку”, который завершился весной 1930 г. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год.

Однако из-за массы неудобств этот календарь просуществовал недолго, ведь такой ритм работы пагубно влиял на душевное и физическое состояние человека.

21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление “О прерывной производственной неделе в учреждениях”, который разрешал переходить на шестидневную рабочую неделю, так началась “шестидневка”.

Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали по 31 дню, последний день месяца считался сверхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как “пятидневка”, так и “шестидневка” полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ “О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрете самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений”, рассмотрим 1-й и 2-й пункты этого указа:

Согласно представлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов - Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Увеличить продолжительность рабочего дня рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях:
с семи до восьми часов - на предприятиях с семичасовым рабочим днем;
с шести до семи часов - на работах с шестичасовым рабочим днем, за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР;
с шести до восьми часов - для служащих учреждений;
с шести до восьми часов - для лиц, достигших 16-ти лет.

2. Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели - воскресенье - днем отдыха .

Впоследствии некоторые страны социалистического содружества переняли данное новшество. Так, с 1970 года понедельник стал началом недели в ГДР.

В 1972 году Дания разработала свой стандарт WS 2098, в котором понедельник считается первым днём недели, и с 1 января 1973 года перешла на современную неделю.

Также с 1 января 1973 года на неделю, начинающуюся с понедельника перешли Финляндия и Швеция.

В 1975 году ФРГ издала свой стандарт DIN 1355-1 (нем.), в котором понедельник объявлен первым днём недели, и с 1976 года, первая среди стран Западной Европы, установила первым днём недели понедельник.

В 1978 году Организация Объединённых Наций рекомендовала всем странам сделать понедельник первым днём недели.

В настоящее время понедельник как первый день недели зафиксирован в Международном стандарте ISO 8601, пункт 2.2.8. Данный стандарт был впервые опубликован в 1988 году.
В некоторых странах Северной Африки и Ближнего Востока неделя начинается с субботы.

На следующем рисунке представлены страны мира, первые дни недели которых обозначены соответствующими цветами:
желтый - понедельник, синий - воскресенье, зеленый - суббота:

Можно сделать вывод, что нумерация дней недели современных календарей, где Суббота шестой день, принята сравнительно недавно. Как видите, нападки сатаны на Субботу Господнюю не прекращаются, он тщательно пытается искоренить 4-ю Заповедь из человеческих сердец.

Хочется вспомнить несколько наставлений Иисуса: Матфей 26:41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Матфей 5:14-16 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Матфей 28:19 Итак идите, научите все народы...

Молитесь Богу о помощи, что-бы мы, Его Церковь, не были пассивными, а бодрствовали и были светом этому погибающему миру.

С любовью в Иисусе Христе - Господине Субботы!

Что изменилось бы, если бы рабочая неделя стала трехдневной?

Ретроспектива трудовых отношений

Пятидневная рабочая неделя - результат промышленной революции XVIII–XIX веков. Тогда произошел переход от аграрной экономики к индустриальному производству, и появилось множество фабрик и мануфактур, работу которых необходимо было регулировать. Сначала их работники трудились в течение светового дня, по 12 часов в день. Однако с появлением электричества объемы рабочего времени возросли; это вылилось в протесты и привело к формированию первых трудовых объединений - например, Национального объединения труда в США, которое выступало за сокращение рабочего дня.

Saxon Engineering Factory 1868 © wikipedia

В аграрном обществе традиционным выходным было только воскресенье - в этот день было принято ходить в церковь. Индустриальный мир тоже сначала придерживался устоявшейся шестидневной системы, однако затем западное общество стало постепенно отходить от нее под давлением общественных протестов и авторов первых научных исследований, подтвердивших: десятичасовой рабочий день без перерыва на обед доводит до истощения, что плохо сказывается на результатах труда. Уже в 1926 году основатель компании Ford Motor Company Генри Форд начал закрывать свои фабрики на субботу и воскресенье. К этому моменту количество рабочих часов в неделю в США уже сократилось с 80 до 50. Форд пришел к выводу, что такой объем проще разделить на 5, а не на 6 дней, освободив больше времени для досуга - и роста потребительского спроса.

Генри Форд © wikipedia

В России картина была другой. В конце XIX века продолжительность рабочего времени здесь все еще никак не регулировалась и составляла 14–16 часов в сутки. Лишь в 1897 году под давлением рабочего движения, особенно ткачей Морозовской мануфактуры в Иванове, рабочий день впервые был законодательно ограничен до 11 с половиной часов с понедельника по пятницу и до 10 часов в субботу для мужчин, а также до 10 часов каждый день для женщин и детей. Тем не менее закон никак не регулировал сверхурочные работы, так что на практике рабочее время осталось неограниченным.

Изменения произошли только после Октябрьской революции 1917 года. Тогда вышел декрет Совета народных комиссаров, определявший распорядок работы предприятий. В нем говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 в неделю, включая время, необходимое на уход за станками и рабочим помещением. Тем не менее рабочая неделя в СССР после этого момента оставалась шестидневной еще 49 лет.

С 1929 по 1960 год советский рабочий день пережил несколько серьезных перемен. В 1929 году его сократили до 7 часов (а рабочую неделю - до 42 часов), но при этом начали переход на новый табельный календарь - в связи с введением непрерывной системы производства. Календарную неделю из-за этого урезали до 5 дней: четыре рабочих, по 7 часов каждый, и 5-й - выходной. В стране даже начали выходить карманные календари, на одной стороне которых печатали григорианскую неделю, а на другой - табельную. При этом для наркоматов и других учреждений с 1931 года распорядок стал особым: здесь календарная неделя была шестидневной, и в ее рамках 6-е, 12-е, 18-е, 24-е и 30-е числа каждого месяца, а также 1 марта были нерабочими.

Календарь пятидневок © wikipedia

Григорианский календарь вернулся в Советский Союз только в 1940 году. Неделя снова стала семидневной: 6 рабочих дней, один (воскресенье) - выходной. Продолжительность рабочего времени при этом вновь возросла до 48 часов. Великая Отечественная война прибавила к этому времени обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день, а отпуска были отменены. С 1945 года меры военного времени перестали действовать, но только к 1960 году рабочая неделя вернула себе прежние объемы: 7 часов в день, 42 часа. Лишь в 1966 году на XXIII съезде КПСС было принято решение о переходе на пятидневку с восьмичасовым рабочим днем и двумя выходными: субботой и воскресеньем. В образовательных учреждениях шестидневка сохранилась.

1968 г. Рудкович А. Не теряй рабочих минут! © wikipedia

«Идея о введении 40-часовой рабочей недели в мире оформилась приблизительно к 1956 году и в начале 60-х была реализована в большинстве европейских стран, - рассказывает Николай Бай, профессор кафедры гражданского права Юридического института РУДН. - Изначально эту мысль предложила Международная организация труда, после чего ведущие и развивающиеся экономики стали применять ее на практике. В разных странах, правда, объем рабочего времени до сих пор остается разным: например, во Франции неделя 36-часовая. Главная причина - в том, что степень развития экономики отличается от страны к стране. В рамках развитой экономики не имеет смысл загонять людей, и там возможна укороченная рабочая неделя, чтобы люди могли больше времени посвящать себе, своему здоровью и семье. Кстати, в недалеком прошлом в России Михаил Прохоров предложил ввести в России 60-часовую рабочую неделю. В ответ на это правительство задало вопрос: "Вы хотите, чтобы в нашей стране произошла еще одна революция?"

29 октября (11 ноября) 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) в России был установлен 8-часовой рабочий день (вместо 9-10 часового, как это было ранее) и введена 48-часовая рабочая неделя с шестью рабочими и одним выходным днем. На особо вредных для здоровья работах предусматривалось сокращенное рабочее время. 9 декабря 1918 г. был принят Кодекс законов о труде РСФСР, закрепивший эти положения.
С 2 января 1929 г. по 1 октября 1933 г., в соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и СНК, был осуществлен постепенный переход на 7-часовой рабочий день. Рабочая неделя составляла 42 часа.
26 августа 1929 г. постановлением СНК СССР "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР" был введен новый табельный календарь, в котором неделя состояла из пяти дней: четыре рабочих дня по 7 часов, пятый - выходной.
В ноябре 1931 г. СНК СССР принял постановление, в котором разрешил наркоматам и другим учреждениям переходить к шестидневной календарной неделе, в которой 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта были нерабочими.
27 июня 1940 г. вступил в силу указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на 8-часовой рабочий день с "обычной" рабочей неделей по григорианскому календарю (6 рабочих дней, воскресенье - выходной). Рабочая неделя составляла 48 часов.
26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время", в соответствии с которым вводились обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день и отменялись отпуска. Эти меры военного времени были отменены указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июня 1945 г.
По окончании послевоенного восстановительного периода в 1956-1960 гг. рабочий день в СССР постепенно (по отраслям народного хозяйства) был вновь сокращен до 7 часов при шестидневной рабочей неделе (воскресенье - выходной), а рабочая неделя - до 42 часов.
На XXIII съезде КПСС (29 марта - 8 апреля 1966 г.) было принято решение о переходе на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными дням (суббота и воскресенье). В марте 1967 г. рядом указов и постановлений Президиума Верховного Совета и ЦК КПСС в СССР введена стандартная "пятидневка" с 8-часовым рабочим днем. В общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях сохранилась шестидневная рабочая неделя с 7-часовым рабочим днем. Таким образом, рабочая неделя не превышала 42 часа.
9 декабря 1971 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗОТ), согласно которому продолжительность рабочего времени не могла превышать 41 час. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция СССР (статья 41) узаконила эту норму.
В России закон от 19 апреля 1991 г. "О повышении социальных гарантий для трудящихся" сократил продолжительность рабочего времени до 40 часов в неделю. 25 сентября 1992 г. эта норма была закреплена в КЗОТ РФ. В таком виде рабочая неделя существует в России до сих пор.

…Вероятно, начать следовало бы с того, что в этом году именно сегодня открывается Масленица!.. А заодно и спросить: не пора ли и эту славную неделю сделать по-настоящему праздничной - то есть выходной?.. Нет?.. Тогда идём в прошлое…

…7 марта 321 года Константин Великий распорядился считать воскресенье выходным днём - как мы помним, именно этот император восемью годами раньше узаконил христианство… Как будто, эти события связаны между собой - но на самом деле эдикт породил некую путаницу, насчёт которой спустя девять веков Фома Аквинский выскажется так: «В новом законе соблюдение дня Господня заняло место соблюдения субботы не по заповеди, но по церковному установлению и принятому у христиан обычаю»… Так или иначе - по современному евростандарту воскресенье считается последним днём недели; а в Израиле, США и Канаде - наоборот, первым. Ещё, согласно наблюдениям учёных, в месяце, который начинается с воскресенья, обязательно случается Пятница, 13-е...

…Надо сказать, веротерпимый Константин был последователен - и никаких запретов на трудовую деятельность не ввёл, ограничившись закрытием на воскресенье рынков и присутственных мест. (Кстати, у римлян неделя когда-то была восьмидневной - «семидневку» они по неясным причинам позаимствовали у завоеванных восточных народов). Таким образом, изначально выходной распространялся исключительно на госслужбу - потому событие прошло относительно незамеченным…

…И оставалось таковым на протяжении многих столетий - невзирая на разные ограничения «местного характера»… даже в суровой викторианской Англии конца XIX века работать в этот день было, вроде бы, запрещено - но с рядом исключений. Российский «Ремесленный устав» примерно тех же времён тоже гласит: «…ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды». Тем не менее, воскресенье станет у нас официальным выходным днём только в 1897-м! (Одновременно будет узаконен 11,5-часовой рабочий день… впрочем, по тем суровым временам это было большим послаблением).

Закон о выходном приживался на Руси долго и туго… а в деревне - по понятным причинам! - и вообще никак. (Возможно, из-за названия; в остальных славянских языках этот день называется просто «неделя» - то есть, можно ничего не делать… почему наш трудолюбивый народ прозвал так всю семидневку - загадка! Как известно, в большинстве германских языков воскресенье называется «днём солнца»).

Бескомпромиссные большевики поначалу хотели от воскресенья избавиться… В 1930-м они ввели четырёхдневку с пятым выходным днём - причём, его можно было выбирать самостоятельно; через год - такую же шестидневку. Наконец, в 1940-м, плюнули на эксперименты - и вернули воскресенье с семидневной неделей на законные места. А ещё через двадцать семь лет расщедрились - и добавили к выходным субботу…

…По совпадению, это произошло именно 7 марта - в 1967 году вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Так, спустя полтора с лишним тысячелетия, был существенно дополнен эдикт императора Константина…

PS: В наши дни почтеннейшая публика всё больше работает, как получится - но, справедливости ради, тёплые чувства к воскресенью у большинства остались… Впрочем, это - совсем другая история.