Что такое Цербер в мифологии? Цербер — трёхглавый монстр преисподней Трехглавый пес цербер.

И Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151 ). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида , не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов .

Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов , или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы . В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым .

Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии , затем Кора приняла его как брата . Геракл одолел Цербера с помощью Гермеса и Афины . Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит . Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя . Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею , но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю .

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā , эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый» .

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr ), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) - чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

В литературе, искусстве и науке

Напишите отзыв о статье "Цербер"

Примечания

  1. в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. Мифы народов мира. М ., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  4. Гесиод. Теогония 769-774
  5. Гесиод. Теогония 312
  6. Гораций. Оды II 13, 33
  7. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л. , 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  8. Ликофрон. Александра 1327
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  10. Еврипид. Геракл 613-615
  11. Гомер. Одиссея XI 623-626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  12. Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  13. Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М ., 1998. С.253
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  15. Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  16. Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  17. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  18. Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  19. Вергилий. Энеида VI 417-423
  20. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. - Oxford University Press, 2006. - P. 411. - ISBN 0199287910 .
  21. Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1991. - P. 289. - ISBN 9780226481999 .
  22. Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М ., 1996. С.126
  23. Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  24. Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  25. Палефат. О невероятном 39
  26. Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  27. См. Фульгенций. Мифологии I 6

Литература

  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. - Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Отрывок, характеризующий Цербер

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?

Мифологические существа не редко отличаются такой высокой проработкой и популярностью, что многие воспринимают их как вполне реальных существ. Таким является Цербер, один из самых страшных монстров, которые когда-либо порождала фантазия человека.

Он отличается особой кровожадностью, а также агрессивностью в процессе выполнения задачи, поставленной перед ним богами. Другим его названием является Кербер, а в латинском языке для него отведен термин пожиратель . Его представляют как одно из многочисленных порождений союза Ехидны и Тифона, возможно, самого ужасающего среди собратьев.

Если сравнивать его с Лернийской гидрой или Немейским львом, то не сложно заметить, что Цербер по силе превосходит их обоих вместе взятых. Он до самой смерти верен Аиду, а также выполняет самую ответственную задачу – убивает всех, кто пытается проникнуть в загробный мир.

Как выглядел Цербер?

Данное существо представляло собой ужасающего волкодава, который отличался наличием сразу трех голов с усеянными клыками пастями. Некоторые источники даже указывают, что голов у этого пса было пять, но каноничным принято считать историю с трехголовым монстром.

Шея Цербера усеяна змеями, которые постоянно извиваются и шипят. Он отличается очень длинным хвостом, кончик которого имеет змеиную голову вместо помпона. Шерсть этого мифического существа также заполнена змеями, которые оберегают его, практически не оставляя уязвимого места на теле.

Громадные лапы способны разорвать практически любого противника. Цербер, каким его рисуют дошедшие до нас легенды, отличается очень злым и даже страшным взглядом, способным повергнуть любого в ужас и вызывать первобытный страх.

Пасти Цербера постоянно готовы укусить, а по клыкам стекает пена, отличающаяся особой ядовитостью. Если верить одной из легенд, то во время пребывания Цербера на поверхности планеты, яд застлал небольшой участок земли, на котором начала произрастать трава аконит, которая в последующем использовалась Медеей для создания своего яда.

Другие источники указывают, что Цербер умел превращаться в человека, у которого оставалась лишь одна собачья голова на плечах. Его рука в данном образе была занята отрубленной бычьей головой, зловоние которой позволяло побеждать врагов, подкравшихся очень близко. В другой же руке существо держало голову козла, взгляд мертвых глаз которой убивал врагов на месте.

Не редко Цербера изображают в виде обычной собаки, похожей на современную овчарку. Она все также стережет проход в подземное царство, но вместо нападения, просто встречает путников и предостерегает их от смертельного путешествия. Но если к живым такой песик был добрым, то мертвецы от него не могли получить пощады.

Он обрушивался со своей грозной силой на любого, кто пытается покинуть царство мертвых без разрешения его повелителя. Он легко превращается в ужасающего монстра, который буквально пожирает любого, кто пытается пробиться в царство живых, нарушая устоявшиеся законы мироздания. Ведь всем в античное время было известно, что покинуть царство мертвых невозможно, если уже попал в него.

Церберу выпала задача следит за тем, чтобы равновесие между царством Аида и Зевса сохранялся хрупкий паритет. Такое требование было установлено самим повелителем мертвых, когда они с братьями делили царства, доставшиеся после свергнутых ними же Титанов.

Монстр оставался непобежденным, так как он обладал сверхъестественной силой и свирепостью. Также ему предписывают особую способность зарождать страх в сердцах тех, кто отважно бросает ему вызов. Тем не менее, некоторые герои предприняли попытки свергнуть тиранию Цербера, и части из них удалось довольно эффективно сражаться с монстром.

Первым среди сонма героев выделился Геракл, которого в Италии называли Геркулесом. Ему удалось победить этого ужасного противника благодаря тому, что он был сыном бога. Привести Цербера одному из греческих царей было задачей, которая входила в каноничное число его великих подвигов.

После того, как царь увидел, что Геракл действительно способен на подобный подвиг, монстра доставили обратно, а за свои подвиги герою был присуждён венок из серебряного тополя. Именно в этот момент на земле и появляется аконит, рожденный из пены монстра.

Также одолеть Цербера смог Орфей, который сумел сыграть перед ним настолько великолепную мелодию, что она усыпила бдительность животного. Психея напоила монстра особым отваром , благодаря которому тот заснут. Несмотря на эти единичные случаи, Цербер всегда оставался самым страшным монстром в памяти древних греков, поэтому встреча с ним означала мгновенную и страшную смерть.

Происхождение мифологических существ неразрывно связано с религиями древних народов. Согласно трактатам великих древнегреческих философов, Цербер - это имя сторожевого пса, который является верным слугой Аида.

Цербер – персонаж греческой мифологии

Характерные особенности

Основной особенностью адского пса является его внешность и невероятная верность хозяину Аиду.

Трехголовое существо, вселяет в сердца людей страх, но и невольное уважение к его преданности.

Даже на сегодняшний день, его имя является нарицательным, обозначающим гордого и неприступного стража.

Имя

Существует несколько источников, поясняющих что такое Цербер. Словарь древнегреческого языка переводит это слово, как пятнистое чудовище. В переводе с латинского, оно означает «пожиратель душ умерших».

Другая трактовка сближает Цербера с собакой-стражем Гарма, которая, охраняет Хельхейм - мир мертвых. В этом случае оба слова возводятся к праиндоевропейскому корню «ger-», что переводится, как «рычать».

Для древних греков Цербер всегда обозначает опасность. Это породило множество суеверий относительно обычных собак.

Происхождение

Адский пес является чудовищным порождением стоголового дракона Тифона и Ехидны - монстра, сочетающего в себе черты женщины и змеи. Как и все их потомки, он был рожден, чтобы приносить боль и страдания простым людям.

Но смилостивились боги и приставили это чудовище охранять проход в Тартары, чтобы никто живой туда не вошел, и никто мертвый не вышел.

Помимо прочих братьев и сестер, есть у него брат Орф, с которым его часто путают. Это тоже собака, но двуглавая, которая служила великану Гериону и охраняла его красных быков.

К остальным его братьям и сестрам относятся:

  • Немейский лев;
  • Эфон.

Внешний вид

Характерное представление о Цербере менялось на протяжении многих лет, пока не появился его устойчивый образ.

Согласно ему, внешний вид собаки имеет такие характерные черты:

  1. Рост достигает 3 м.
  2. Три его головы оснащены ядовитыми, острыми клыками.
  3. Там, где на землю капала его слюна, вырастали растения - волчья отрава.
  4. Хвост ему заменяет чудовищный змей.
  5. Такие же змеи свисают у него по всему телу вместо шерсти.
  6. Все три головы обладают убийственным взглядом.

В некоторых источниках его внешний вид меняется. Так, вместо 3-х голов может быть 1, 50 или даже 100. Иногда некоторые из них не собачьи, а принадлежат львам, змеям или даже человеку.

Встречается его описание и в виде химеры: тело человеческое, а голова собачья. В одной руке он держал отрезанную голову быка, а в другой - козла.

Однако самое распространенное описание его внешнего вида - это трехголовая собака.

Некоторые источники предполагают, что 3 головы служат символами прошлого, настоящего и будущего. Другие считают, что это символы детства, молодости и старости.

Назначение

Цербер - это сторожевой пес в греческой мифологии. Он охранял врата в царство Аида, не выпуская оттуда души умерших людей. Расположившись на берегу реки Стикс, где проходила граница между Землей и Адом, он неустанно выполнял возложенный на него долг.

Согласно философу Гесиоду, он встречал новоприбывших радостным лаем и вилянием хвоста, но горе было тому, кто осмеливался вернуться обратно.

Однако с течением времени у людей он стал ассоциироваться только со злобой. Они верили, что с укуса Цербера начинаются мучения души в Подземном мире.

Цербер сидит на берегу реки Стикс

Легенды о цербере

Мифы древней Греции, где упоминается Цербер, встречаются довольно часто. Однако среди них можно выделить 3 самых распространенных.

  1. Двенадцатый подвиг Геракла.
  2. Спасение Эвридики.
  3. Сивилла и Эней.

12-й подвиг Геракла

Адский пес выступает одним из главных действующих лиц в последнем подвиге Геракла. По легенде царь Эврисфей потребовал доставить себе во дворец трехголовое чудище, что стережет границу между мирами живых и мертвых.

Повелитель преисподней Аид разрешил Гераклу вывести пса на поверхность, но при одном условии: он должен был победить Цербера голыми руками.

Благодаря своей силе и шкуре Немейского льва, которая прикрыла от укусов ядовитого хвоста, Гераклу удалось победить чудовище. Крепко связав его, понес он собаку к царю. Еврисфей не ожидал, что герой справится с этим поручением и, увидев Цербера на пороге своего дома, стал умолять Геракла вернуть его обратно.

Спасение Эвридики

Еще одним мифом, где фигурирует трехглавый охранник, является история любви Орфея и Эвридики.

Фракийский певец, которому не было равных, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но позавидовала Гера их любви и подослала змею. Укушенная ядовитым созданием, нимфа вскоре умерла, а убитый горем Орфей больше не видел смысла в жизни.

Отчаявшись, решился он на безумный поступок - спустится в Тартары, чтобы вернуть свою возлюбленную из плена Аида.

Своей игрой на лире очаровал он перевозчика душ мертвых Харона, который на своей лодке доставил его прямо к входу в мир мертвых.

Трехглавый сторож также не остался равнодушным к мастерству Орфея. Как только зазвучала мелодия, он послушно лег на землю и пропустил человека в преисподнюю.

Аид и его жена Персефона разрешили Орфею вызволить его жену, но с одним условием: он не должен оглядываться назад, пока не окажется на землях живых.

Не утерпел Орфей и посмотрел назад, и в тот же миг превратился он в призрака, навсегда прикованного к Тартару.

Сивилла и Эней

Во время своего путешествия великий герой Эней, по совету Кумской Сивиллы, спускается в Тартар, чтобы узнать о своей судьбе. Пройти Цербера ему помогает предсказательница. Она скармливает сторожу медовый пряник, пропитанный отваром сонной травы.

Как и многие существа в мифологии, Цербер не равнодушен к сладким подношениям, поэтому это самый простой способ пройти мимо него.

Упоминание в других культурах

В мифологии других стран встречаются существа, аналогичные Церберу. Их внешний вид может иметь отличия, но главное предназначение сохраняется.

К аналогам греческого адского пса можно отнести таких существ:

  1. Гарм - хтоническое чудовище в . Выглядит как четырехглазый пес. Охраняет вход в Хельхейм, мир мертвых.
  2. Амт - в египетской мифологии злобный дух, пожирающий души умерших людей. Обычно имеет вид химеры: голову крокодила и туловище собаки.
  3. Баргест - в мифологии северных графств Англии, злой дух в виде огромного черного пса, который служит предвестником смерти. Он стережет душу человека, который скоро умрет, чтобы она не избежала справедливого суда.
  4. Анубис - шакалоголовый бог бальзамирования и мумифицирования в египетской мифологии. Является проводником душ в царство мертвых, их судьей и охранником.
  5. Галу - в шумерской мифологии демоны-хранители в виде двуглавых псов, что ловят души умерших.
  6. Инугами - или защитник в обличии собаки, который используется магами западной Японии для обмана смерти. Они собирают души умерших людей и предоставляют их Смерти вместо души своего хозяина.
  7. Грим - в фольклоре народов Западной Европы является Имеет вид большого черного пса. Аналогичен Баргест.
  8. Дип - каталонская версия Цербера.
  9. Ку Ши - в шотландском фольклоре, громадный пес, что используется для поиска и охраны душ умерших.
  10. Кун Аннун - валлийская версия Кербера.

Анубис – бог мумификации

Заключение

Цербер является порождением Тифона и Ехидны. Выглядит он как трехголовый пес со змеей вместо хвоста, его клыки источают яд, а взгляд превращает в камень. Его назначение охранять вход в Тартар и не давать живым проникать в мир мертвых, а душам - возвращаться обратно в мир живых. Единственным хозяином над собой он признает Аида, которому служит верой и правдой.

Цербер - чудовище из древнегреческих мифов, второй сын от союза Тифона с Ехидной. Это пёс с тремя головами и ядовитой слюной. Он был охранником врат Аида, не позволял душам покинуть царство мёртвых.

Цербер представлялся в виде химероидного существа: пса о трёх головах со змеиным хвостом, столь же жутким, как и мать-Ехидна. Число голов его может доходить до сотни - в зависимости от того, какой автор описывает монстра. Пиндар и Гораций пишут о сотне голов, а Гесиод - о пятидесяти. Классическая эллинская мифология останавливается на двух-трёх.

Некоторые легенды изображают его как атлета-кинокефала , то есть человека с собачьей головой. В одной руке он держал бычью голову, а в другой - козлиную. Первая голова источала ядовитое дыхание, а вторая - убивала взглядом. На вазах порождение Тифона и Ехидны нередко изображали двухголовым. Цербер отличался гигантскими размерами и чудовищной силой. Иногда средняя голова его изображалась львиной, а живот, спину и лапы покрывали змеи.

В древнейших текстах описано, что хвост существа приветствует новоприбывших мертвецов, а тех, кто пытается сбежать, он разрывает на куски. Позднее Цербер обрёл привычку пробовать души на вкус, и, чтобы умерший не был проглочен псом, вместе с телом в гроб опускали медовый пряник. Чтобы помочь Энею спуститься в мир мёртвых, прорицательница Сибилла накормила стража лепёшкой, пропитанной вином и снотворными травами.

Братом Цербера был пёс о двух хвостах и двух головах - Орф, охранник красных коров Гериона. Сестра его - Лернейская Гидра , змея с множеством голов. Орфа и Гидру уничтожил Геракл. Вторая сестра - трёхголовая Химера с козлиной, львиной и змеиной головами. Химеру убил Беллерофонт. Из всего потомства Тифона и Ехидны лишь Цербер избежал гибели от рук героев - Геракл не убил его, а Орфей лишь очаровал пленительными мелодиями.

Образ пса-стража в различных культурах

Цербер имеет весьма древнее происхождение - индоевропейское и египетское . «Цербер» также может читаться как «Кербер» или «Керберос» - а это один из гончих псов Ямы, брахманского бога смерти. Скандинавский пёс-страж Гарм также родственен ему. Иногда Церберу приписывают две пары глаз, как у псов того же Ямы. Брахманизм и буддизм описывают ад населённым псами, что после гибели начинают терзать души грешников. Схожие функции имеет и Цербер.

Египетские корни монстр унаследовал от стража египетских врат в царство мёртвых - Амта, и от пожирателя грешников на суде Осириса. У этого стража львиное и собачье тело совмещаются с крокодильей головой и бегемотьим крупом. Впервые греческий страж Аида был упомянут ещё Гесиодом, но Гомер уже был о нём осведомлён.

Со временем имя чудовища стало нарицательным, и так стали называть излишне суровых и неподкупных охранников. Кроме этого, Цербер оставил след в современной культуре, но об этом немного ниже.

Цербер и герои

До того как спуститься в Аид, Геракл прошёл посвящение в Элевсинские мистерии, после чего Кора (она же Персефона, жена Аида) стала считать его братом. Гермес и Афина помогли Гераклу одолеть Цербера, после чего герой взвалил пса на плечи и вынес в мир людей. Он настолько отвык от солнечного света, что его стошнило. Пена, что капала из пасти чудовищного пса, стала ядовитой травой аконит. По легендам, аконит на дух не переносят оборотни.

После победы Геракл получил венок из листьев серебристого тополя. Эврисфей от вида Цербера пришёл в ужас и спрятался под трон. Геракл этим удовлетворился и отпустил адского пса назад в преисподнюю. Помимо Геракла, с ним смог сладить лишь сын Аполлона, легендарный певец Орфей. Он смог усмирить Цербера своими песнями.

Мыс Тенар , расположенный на полуострове Пелопоннес, может похвастать пещерой, в которой, как считали греки, Геракл нашёл вход в царство Аида и вывел оттуда Цербера. По другим легендам, это произошло близ Коронеи (Беотии) , или трезенского храма Артемиды , или трезенского храма Хтонии . Ахерусийский полуостров у Гераклеи тоже претендует на звание входа в Аид. Главный признак такого места - густые заросли аконита.

Цербер и христианство

Самым известным христианским произведением с присутствием Цербера является «Божественная комедия» Данте . Для Данте он стал не просто стражем врат в мир мёртвых, он превратился в демона-мучителя. Он находится на Третьем круге, месте обитания обжор и чревоугодников. Их наказание – вечно гнить и разлагаться под лучами палящего солнца и постоянными дождями.

Можно сказать, что обитатели Третьего круга вполне безобидны - они достаточно заняты своими муками. Именно обитателю Третьего круга, Чакко, посочувствовал Данте. Чакко в благодарность предсказал будущее Данте.

В некоторых экранизациях «Божественной комедии», таких, как «Ад Данте: Инферно» Цербер предстает трехголовым чудовищем с зубами вместо глаз, пожирающим грешников. В теле монстра и находится Третий круг. Там пожранных ждут вечные мучения и терзания.

Цербер и современный мир

Современные игры, эксплуатирующие мифологию древних греков, значительно повлияли на то, чтобы Цербер стал одним из рядовых монстров. За редким исключением, где он предстает одним из боссов. Цербер остается одним из самых узнаваемых монстров.

Cerbera manghas

Цербер оставил след и в ботанике - цветковые растения, населяющие Африку, Азию, Австралию и Океанию были названы Карлом Линнеем «Cerbera» . Их отличительный признак - высокий уровень содержания токсинов. По сути, эти растения являются ядовитыми.

Некоторые художники пытались создать 3D модель скелета существа. Полученные результаты далеки от совершенства, но это тоже указывает на то, что история трехглавого стража врат не закончена. Из греческих легенд он перекочевал в средневековые бестиарии, а из бестиариев - в интернет, книги, игры и на обложки альбомов металл-групп.

Цербер столь же популярен, как и Сфинкс, сатиры, кентавры и прочие персонажи легенд. Но, если эти существа могут выступать как злыми, так и доброжелательными персонажами, он сохраняет свою главную функцию: защищать врата. И, как и тысячи лет назад, это зачастую врата в Подземный мир.

В греческой мифологии Цербер или, как его еще называли, Кербер – это ужасное существо, которое охраняло вход в потусторонний мир Аида. Цербер не выпускал из царства мертвых в мир живых и наоборот. Он пожирал тех, кто пытался сбежать из подземного мира.



Цербер представлял из себя трехглавого пса, у которого на конце змеиного хвоста была голова дракона. Шерсть на спине ему заменяли ядовитые змеи. Вместо слюней из его пасти тек яд.


По одной из легенд, чтобы задобрить грозного монстра в гробе покойника оставляли медовые пряники. В некоторых мифах у Цербера было 50 и даже 100 голов. А в других описаниях он имел человеческое тело с одной головой собаки на плечах и с двумя руками, в которых были головы козла и быка.

Голова быка поражала человека своим смертоносным дыханием, а голова козла убивала взглядом.

Цербер является самым кошмарным потомком Ехидны и Тифона, к их потомству также относиться Лернейская гидра и Немейский лев.




Цербер и Орфей


Первый, кому удалось усмирить ужасное чудище, был легендарный Орфей, сын Апполона. Ему нужно было пробраться в подземное царство, чтобы возвратить свою покойную жену Эвридику. Орфей смог заворожить Цербера своей прекрасной музыкой и тот пропустил его.


Но, к сожалению, Орфей не сумел ее вывести из потустороннего мира Аида, так как нарушил одно условие. Сын Апполона оглянулся назад, чтобы убедиться следует ли его любимая за ним. Поэтому Эвридика навечно заточена в царстве мертвых.




Цербер и Эней


Троянский принц Эней, сын Венеры, отправился в преисподнюю, чтобы встретиться с отцом Анхисом и посоветоваться с ним, о том где лучше построить новый город троянцев. Согласно греческой мифологии Эней хотел сразиться с Цербером, взяв меч он отправился во владении бога мертвых Аида.


Но прорицательница Сивилла остановила его, утверждая, что есть и другой способ пройти мимо грозного пса. Чтобы помочь Энею, она приготовила медовые лепешки, которые затем пропитала в вине из снотворной травы.


И когда они подошли к воротам преисподней Сивилла бросила Церберу эти лепешки. Он их съел и заснул. В потустороннем мире Эней повстречал тень отца Анхиса, который предсказал ему великое будущее.




Схватка Цербера и Геракла


Геракл спускался в царство мертвых дважды. Первый раз он должен был по приказу царя Эврисфея привести Цербера из потустороннего мира. Это был последний его двенадцатый подвиг.

Появившись перед богом мертвых Аидом Геракл уважительно обратился к нему с просьбой позволить ему доставить трехглавого пса в Микены, чтобы продемонстрировать его царю Эврисфею. Аид был жесток и угрюм, но все же не сумел отказать сыну величайшего бога грома и молний Зевса.

Однако Аид сказал ему, что отдаст Цербера только при одном условии: Гераклу нужно было усмирить злобное чудовище без оружия. Долгое время разыскивал Геракл Цербера в потустороннем мире, и обнаружил его на берегу реки Ахеронт.